НЕЧЕТКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКО-МАШИННОЙ СИСТЕМОЙ НА ОСНОВЕ ЭНТРОПИЙНОГО ПОДХОДА И АНТРОПОЦЕНТРИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ОПЕРАТОРА

Дата поступления: 
10.10.2017
Год: 
2017
Номер журнала (Том): 
УДК: 
681.5
DOI: 

10.26731/1813-9108.2017.4(56).144-151

Файл статьи: 
Страницы: 
144
151
Аннотация: 

В настоящее время актуальной является проблема предупреждения нештатных ситуаций, возникающая вследствие возникновения непредвиденных природных и техногенных условий, при которых человек не в состоянии сам принять правильное решение и предотвратить опасную ситуацию. В статье на примере задачи предупреждения столкновений самолетов в воздухе предложена методология предотвращения опасных ситуаций, позволяющая помимо рекомендательных советов летчику выводить летательный аппарат (ЛА) на безопасную траекторию движения в автоматическом режиме
в случае потери его работоспособности. Такая человеко-машинная (эргатическая) система управления строится как интегрированная система управления (трехуровневая), работающая в реальном и ускоренном времени для оценки нештатной ситуации. В работе обосновывается неформализованная информационная модель работы оператора, антропоцентрический подход к ее дальнейшей формализации. В соответствии с этим подходом оператор не рассматривается как часть динамической системы, а является для траекторного уровня управления внешним регулятором летательного аппарата. В качестве регулятора такого рода в работе рассматривается функция принадлежности из инструментария нечеткой логики (функция ошибки летчика) и антропоцентрическая информационная модель работы оператора – функция надежности некоторых операций летчика от ошибок при реализации этих операций. В анализируемой методологии организации интегрированной системы автоматического управления (САУ) внешние возмущения, а также неопределенности исполняют роль информационной «подпитки» и дают организовать процесс самоорганизации (антиэнтропийный) как процесс вычисления времени оператора на принятие решения. Интегрированная алгоритмически на всех уровнях (информационный, траекторный, пилотажный) система управления по ситуации дает интеллектное взаимодействие оператора с внешней средой, используя нечеткий регулятор ‑ антропоцентрическую модель летчика.

Список цитируемой литературы: 

1. Сизых В.Н. Оптимизация процессов управления в интегрированном бортовом комплексе летательного аппарата на основе алгоритмов с прогнозированием. Иркутск : Изд-во ИВВАИУ (ВИ), 2007. 439 с.

2. Сизых В.Н., Данеев А.В., Палатов Д.А. Методология приближенно-оптимального синтеза нечетких регуляторов по схеме улучшения и локализации // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. 2016. № 1 (49). С. 103–111.

3. Saridis G.N. Architectures for Intelligent Control. – Intelligent Control Systems. Theory and Applications / M.M. Gurta, N.K. Sinha (eds.), The IEEE, Inc., New York, 1996, pp. 127–148.

4. Панченков А.Н. Энтропия. Н. Новгород : Интелсервис, 1999. 592 с.

5. Панченков А.Н. Энтропия – 2: Хаотическая механика. Н. Новгород : Интелсервис, 2002. 712 с.

6. Крылов А.А., Сизых В.Н., Чумак А.Г.  Методика структурно-параметрического синтеза нейросетевой модели продольного движения воздушного транспортного средства // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. 2011. № 1 (29). С. 129–134.

7. Крылов А.А., Озеров В.Н., Сизых В.Н. Нейросетевая система автоматического управления самолетом в режиме демпфирования // Вестн. Воронеж. гос. техн. ун-та. 2011. №1. Т. 7. С. 189–194.

8. Мухопад Ю.Ф., Пашков Н.Н., Сизых В.Н. Адаптивный подход к нейронному управлению одним классом абсолютно устойчивых систем // Фундаментальные исследования. 2011. № 8. С. 139–147.

9. Сизых В.Н., Шлыкова И.А. Адаптивное нейроуправление типовым технологическим модулем на основе метода скоростного градиента // Механика и процессы управления : материалы XXXXI Всерос. симпозиума. М. : РАН, 2011. Т.2. С. 246–255.

10. Данеев А.В. Энтропия А.Н. Панченкова // А.Н. Панченков: физик, математик, инженер. Иркутск : ИрГТУ, 2005. С. 103–128.

11. Данеев А.В., Русанов В.А, Куменко А.Е. Энтропиология сильных  дифференциальных моделей и их Фурье-анализ // А.Н. Панченков: физик, математик, инженер. Иркутск : ИрГТУ, 2005. С. 167–189.

12. Данеев А.В., Русанов В.А,  Шарпинский Д.Ю. Принцип  максимума энтропии в структурной идентификации динамических систем // Изв. вузов. Математика. 2005. № 11. С. 64–69.

13. Данеев А.В., Воробьев А.А., Лебедев Д.М. Алгоритмы управления сложными организационно-техническими системами // Известия ИГЭА. 2010. № 4 (72). С. 83–87.

14. Данеев А.В., Воробьев А.А., Лебедев Д.М., Куменко А.Е., Мастин А.Б.  Методика формирования комплекса средств управления сложной организационно-технической системой // Вестн. БГУ. Вып. 9. 2010. С. 263–269.

15. Данеев А.В., Воробьев А.А., Лебедев Д.М. Исследование динамики поведения сложных организационно-технических систем в условиях воздействия неблагоприятных факторов // Вестн. Воронеж. ин-та МВД России. 2010. № 2. С. 163–172.