НАСТРОЙКА ФУНКЦИИ ВРЧ С ПРИМЕНЕНИЕМ СПЕЦИФИЧЕСКИХ АРД-ДИАГРАММ ПРИ УЛЬТРАЗВУКОВОМ КОНТРОЛЕ КАТАНЫХ КОЛЕСНЫХ ЦЕНТРОВ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ

Дата поступления: 
11.02.2018
Библиографическое описание статьи: 

Киреев А. Н. Настройка функции ВРЧ с применением специфических АРД-диаграмм при ультразвуковом контроле катаных колесных центров подвижного состава железных дорог // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. ‑ 2018. ‑ Т. 57, № 1. ‑ С. 140–147. ‑ DOI: 10.26731/1813-9108.2018.1(57).140-147.

Рубрика: 
Год: 
2018
Номер журнала (Том): 
УДК: 
629.4.027.4:620.179.162
DOI: 

10.26731/1813-9108.2018.1(57).140-147

Файл статьи: 
Страницы: 
140
147
Аннотация: 

Целью работы является разработка метода безэталонной настройки функции временной регулировки чувствительности по специфическим диаграммам амплитуда – расстояние ‑ диаметр при ультразвуковом контроле обода и ступицы катаного колесного центра подвижного состава железных дорог в осевом направлении.

Показано, что применение классического математического аппарата для безэталонной настройки функции временной регулировки чувствительности не представляется возможным, вследствие изменения коэффициента затухания ультразвуковой волны при ее прохождении по сечению обода и ступицы в осевом направлении, вызванного изменением структуры металла.

Предложен математический аппарат, позволяющий настроить функцию временной регулировки чувстви ‑ тельности по специфическим диаграммам амплитуда – расстояние  ‑ диаметр, учитывающий изменение коэффициента затухания по сечению обода и ступицы катаного колесного центра.

Для автоматизации расчетов при настройке функции временной регулировки чувствительности разработана программа NDTRT-05.01.

Для оценки достоверности предложенного метода настройки функции временной регулировки чувствительности проведены экспериментальные исследования на натурном образце из обода катаного колесного центра, в котором выполнены эталонные плоскодонные цилиндрические отражателя на минимальной, максимальной глубине и середине контролируемого диапазона.

Экспериментальные исследования подтвердили высокую достоверность предложенного метода безэталонной настройки функции временной регулировки чувствительности по специфическим диаграммам амплитуда – расстояни ‑ диаметр при ультразвуковом контроле обода и ступицы катаного колесного центра подвижного состава железных дорог в осевом направлении.

Список цитируемой литературы: 

1.   Алешин Н.П., Лупачев В.Г. Ультразвуковая дефектоскопия : справ. пособие. Минск : Вышейш. Школа, 1987. 264 с.

2.   ГОСТ 20415-82. Контроль неразрушающий. Методы акустические. Общие положения. Введ. 1983–01–07. М. : Изд-во стандартов, 1982. 14с.

3.   Ермолов И.Н. Теория и практика ультразвукового контроля. М. : Машиностроение, 1981. 240 с.

4.   Капранов Б.И., Коротков М.М. Акустические методы контроля и диагностики : учеб. пособие. Ч. 1. Томск : изд-во ТПУ, 2008. 186 с.

5.   Ермолов И.Н. Физические основы эхо и теневого метода ультразвуковой дефектоскопии. М. : Машиностроение, 1970. 108 с.

6.   Кірєєв А.М. Удосконалення виготовлення та контролю колісних центрів рухомого складу залізниць : автореф. дис. … канд. техн. наук. Харків, 2007. 20с.

7.   Киреев А.Н., Витренко В.А. Совершенствование ультразвукового контроля осей колесных пар подвижного состава железных дорог // Вестник ВНИИЖТ. 2016. Т. 75, №2 С. 116–122.

8.   Кірєєв А.М. Наукові основи та практична реалізація вдосконалення ультразвукового контролю елементів та систем рухомого складу залізниць. Луганськ: Ноулідж, 2012. 142 с.

9.   ГОСТ Р 55724-2013. Контроль неразрушающий. Соединения сварные. Методы ультразвуковые. Введ. 2013–8–11. М. : Стандартинформ, 2014. 24 с.

10. Киреев А.Н. Настройка функции ВРЧ ультразвуковой аппаратуры при диагностировании элементов экипажной части подвижного состава железных дорог // Вестн. Урал. гос. ун-та путей сообщ. 2016. №1 (29). С. 23–29.