ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЭФФИЦИЕНТА СЦЕПЛЕНИЯ КОЛЕСА С ДОРОГОЙ РАСЧЕТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫМ ПУТЕМ

Дата поступления: 
28.03.2019
Библиографическое описание статьи: 

Соустова Л. И. Определение коэффициента сцепления колеса с дорогой расчетно-экспериментальным путем / Л. И. Соустова, И. Ю. Чуйко // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. – 2019. – Т. 62, № 2. – С. 68–77. – DOI: 10.26731/1813-9108.2019.2(62).68–77

Рубрика: 
Год: 
2019
Номер журнала (Том): 
УДК: 
629.3.017
DOI: 

10.26731/1813-9108.2019.2(62).68–77

Файл статьи: 
Страницы: 
68
77
Аннотация: 

Рост количества транспортных средств, а также увеличение скоростей и интенсивности движения приводят к тому, что становится более актуальной проблема обеспечения безопасности движения. В связи с этим для решения проблемы недостаточно проводить лишь конструктивные улучшения транспортного средства. Этого может быть недостаточно, если не обеспечивается необходимое сцепление колес с дорогой. Основным показателем хорошего сцепления колеса с дорожным покрытием является коэффициент сцепления, он влияет на устойчивость и управляемость автомобиля. В статье исследуются условия и состояния, воздействующие на величину коэффициента сцепления шин с дорожным покрытием. Методика проведения измерений основывалась на установлении значений в соответствии с ГОСТ Р 51709-2001 «Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки». Исследования проводились для различных транспортных средств, как с антиблокировочной системой, так и без нее, а также для летних и зимних шин в условиях сухого и влажного асфальтобетонного и бетонного дорожного покрытия. Измерения осуществлялись с помощью прибора для оценки эффективности тормозных систем «Эффект-02». Экспериментальным путем были определены значения замедления при экстренном торможении всеми колесами. На основании полученных данных рассчитывались значения коэффициента сцепления, определялся характер зависимости коэффициента сцепления от категории шин и характера состояния дорожного покрытия.

Список цитируемой литературы: 
  1. Сведения о показателях состояния безопасности дорожного движения. URL: http://stat.gibdd.ru/ (Дата обращения: 12.02.2019).
  2. Влияние износа рисунка протектора беговой дорожки шины на характеристики ее сцепления с опорной поверхностью / А.И. Федотов, А.С. Марков и др. // Вестник ИрГТУ. 2017. Т. 21. № 11. С. 216–225.
  3. Пилюшина Г.А., Звонников П.В. Влияние условий эксплуатации автомобильных шин на коэффициент сцепления // Новые материалы и технологии в машиностроении : сб. науч. тр. Вып. 21. / под общ. ред. Е.А. Памфилова. Брянск : Изд-во БГИТА, 2015. 122 с.
  4. Игошин Д. Н., Ильин М. М. Зависимость коэффициента сцепления от шероховатости дорожного покрытия / А.А. Васильев, Л.Н. Горин и др. // Вестник НГИЭИ. 2014. № 10. С. 3–37.
  5. Роль шин в обеспечении безопасности. URL: https://www.nokiantyres.ru/innovatsii/bezopasnost/rol-shin-v-obespecheni... (Дата обращения: 13.02.2019).
  6. Стуканов В.А. Основы теории автомобильных двигателей и автомобиля. М. : ФОРУМ ; ИНФРА-М, 2004. 368 с.
  7. Measurement on friction coefficients of tire grounding surface in arbitrary directions under high-load / T. Ise, M. Higuchi et.al. // Society for Experimental Mechanics. 2017.
  8. Ying Xu, Biyun Chen, Cheng Chi. Estimation of road friction coefficient and vehicle states by 3-DOF dynamic model and HSRI model based on information fusion // Asian Journal of Control. 2017. Vol. 19, № 4. Р. 1–10.
  9. J.-H. Yoon, S. Eben Li, C. Ahn. Estimation of vehicle sideslip angle and tire-road friction coefficient based on magnetometer with GPS // International Journal of Automotive Technology. 2016. Vol. 17, № 3. Р. 427−435.
  10. Tyre–road friction µ-estimation based on braking force distribution / P. Deepak, V. Efstathios et.al. Proceedings of the Institution of Mechanical Engineers, Part D // Journal of Automobile Engineering. 2018. Р. 1–18.
  11. Измерители эффективности тормозных систем автомобилей. Модификации: «Эффект-02.01», «Эффект-02». Руководство по эксплуатации. Методика поверки. Жигулевск : НПФ Мета, 2010. 45 с.
  12. ГОСТ Р 51709-2001. Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки (с Изменением № 1). Введ. 2002–01–01. М. : Стандартинформ, 2008.
  13. О безопасности колесных транспортных средств : техн. регламент Таможенного союза ТР ТС 018-2011. URL: http://docs.cntd.ru/document/902320557 (дата обращения: 12.02.2019).
  14. Кристи Н.М. Методические рекомендации по производству автотехнической экспертизы. М. : ЦНИИСЭ, 1971. 242 с.
  15. ГОСТ 33078-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Методы измерения сцепления колеса автомобиля с покрытием. Введ. 2015–12–01 с правом досрочного применения. М. : Стандартинформ, 2016.
  16. Пат. 56858 Рос. Федерация. Устройство для управления состоянием объекта защиты патент на полезную модель / А.П. Хоменко и др. №  2006113670/22 ; заявл. 21.04.2006. опубл. 27.09.2006, Бюл. № 27.
  17. Методы прогнозирования и оптимизации транспортной сети с учетом мощности пассажиро и грузопотоков / В.Е. Гозбенко, и др. Иркутск, 2008. Деп. ВИНИИ 17.04.2008, № 330-В2008.