Бортовая поэлементная диагностика ходовой части с применением спектрального анализа

Дата поступления: 
05.03.2020
Библиографическое описание статьи: 

Остренко А. Г. Бортовая поэлементная диагностика ходовой части с применением спектрального анализа / А. Г. Остренко, М. Н. Крипак, Л. И. Соустова // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. – 2020. – Т. 66 № 2. – С. 101–109. – DOI: 10.26731/1813-9108.2020.2(66).101-109

Рубрика: 
Год: 
2020
Номер журнала (Том): 
УДК: 
629.1.05
DOI: 

10.26731/1813-9108.2020.2(66).101-109

Файл статьи: 
Страницы: 
101
109
Аннотация: 

Техническое состояние подвески автомобиля значительно влияет на его устойчивость и управляемость, что в свою очередь определяет безопасность движения автомобиля. Однако существующие методы диагностики подвески не дают возможности постоянного контроля за состоянием подвески в процессе эксплуатации. В статье рассматривается методика применения спектрального анализа при поэлементной бортовой диагностике ходовой части наземных транспортных средств, приводится описание недостатков стационарных систем контроля технического состояния автомобильных гасителей колебаний, составлена структурная схема работы адаптивной системы мониторинга технического состояния автомобильных амортизаторов, обоснована экономическая целесообразность внедрения системы непрерывного контроля технического состояния автомобильных амортизаторов, позволяющая избежать затрат на дорогостоящее диагностическое оборудование и оплату труда операторам и снижения коэффициента технической готовности автотранспортных средств. Оценено влияние износа деталей амортизатора на его динамические характеристики и коэффициент сопротивления. Впервые представлена одномассовая колебательная расчетная схема подвески в общей колебательной системе автомобиля, в которой учтена нелинейность и несимметричность динамических характеристик гасителя колебаний. Изложен подход к осуществлению мониторинга технического состояния автомобильных амортизаторов с применением математического аппарата спектрального анализа, позволяющий оперативно оценить их пригодность к дальнейшей эксплуатации по рассогласованию спектральной плотности вертикальных ускорений подрессоренных масс. Предложенная система позволяет оперативно производить мониторинг технического состояния автомобильных амортизаторов, определять их остаточный ресурс, не используя дополнительное диагностическое оборудование, обеспечив, тем самым, предотвращение критического износа элементов амортизатора и повышение надежности системы подвески, а также безопасности и комфортности движения автомобиля.

Список цитируемой литературы: 
  1. Остренко А.Г., Огрызков С.В. Система мониторинга технического состояния амортизаторов автомобиля // Вісник СевНТУ. Машино-приладобудування та транспорт : сб. тр. Севастополь, 2013. Вып. 143. С. 232–235.
  2. Сергиенко Н.Е., Мирошниченко Н.В. Диагностика технического состояния подвески автомобиля бортовым устройством // Вестник НТУ «ХПИ». Харьков, 2012. № 64 (970). С. 75–80.
  3. Akopjan R., Lejda K. Some problems of theory, constructions exploitation of automotive transport facilities. Lvov : «BMC», 2006. 579 p.
  4. Krejsa J., Houfek L., Věchet S. The influence of Ga initial boundaries on the identification of nonlinear damping characteristics of shock absorber. In: Jabłoński R., Turkowski M., Szewczyk R. (eds) Recent Advances in Mechatronics. Berlin : Springer, 2007. Heidelberg.
  5. Остренко А.Г. Определение остаточного ресурса амортизаторов автомобиля путём мониторинга их технического состояния // Инновационная наука. 2015. Вып. 8. С. 62–66.
  6. Lee C.-T., Moon B.-Y., Simulation and experimental validation of vehicle dynamic characteristics for displacement-sensitive shock absorber using fluid-flow modelling // Mechanical Systems and Signal Processing. 2006. № 20. P. 373–388.
  7. Cui Y., Kurfess T.R., Messman M., Testing and modeling of nonlinear properties of shock absorbers for vehicle dynamics studies // Proceedings of The World Congress on Engineering and Computer Science. 2010. P. 949–954
  8. Alonso M., Comas A. Modeling a Twin Tube Cavitating Shock Absorber // Proceedings of the Institution of Mechanical Engineers. Part D: Journal of Automobile Engineering. 2006. Vol. 220. №. 6. P. 1031–1040.
  9. Динамика системы «дорога – шина – автомобиль – водитель» / под ред. А.А. Хачатурова. М. : Машиностроение, 1976. 535 с.
  10. Мирзоев Г.К., Ермолин А.В., Храпов Д.С. Оценка демпфирующих и виброизолирующих способностей подвески по результатам дорожных испытаний автомобиля.  Тольятти : АВТОВАЗ ; Томск : ТГУ, 2004. С. 34–39.
  11. Akopjan R., Lejda K. Theoretical and operational problems of buses and their prime movies. Lvov : Meta, 2002. 450 p.
  12. Akopjan R., Lejda K. Some problems of theory, constructions exploitation of automotive transport facilities. Lvov: BMC, 2006. 579 p.
  13. Акопян Р.А., Давидок С.І. Віброзахист автотранспортних засобів. Львів : НВП Мета, 1988. 304 с.
  14. Гозбенко В.Е., Карлина А.И., Каргапольцев С.К. Главные координаты в решении задач вертикальной динамики транспортного средства // Системы. Методы. Технологии. 2016. № 3 (31). С. 58–62.
  15. Елисеев С.В., Банина Н.В., Ахмадеева А.А., Гозбенко В.Е. Математические модели и анализ динамических свойств механических систем. Иркутск, 2009. Деп. ВИНИТИ 08.12.2009, № 782-В2009
  16. Устройство для управления состоянием объекта защиты : пат 56858 Рос. Федерация / А.П. Хоменко, С.В. Елисеев, В.Е. Гозбенко, Н.В. Банина. № 2006113670/22 ; заявл. 21.04.2006.
  17. Иващенко Н.Н. Автоматическое регулирование. Теория и элементы систем. М. : Машиностроение, 1973. 606 с.
  18. Огрызков С.В., Ветрогон А.А., Крячков А.А. Совместные колебания подвески и кузова автомобиля // Вісник Східноукраїнського национального університету ім. В.Даля. 2011. Вып. 122. С. 167–172.