УПРАВЛЕНИЕ И ПОВЫШЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕВОЗОЧНОГО ПРОЦЕССА ПРИ ТРАНСПОРТИРОВКЕ НАЛИВНЫХ ГРУЗОВ

Receipt date: 
17.11.2018
Bibliographic description of the article: 

Управление и повышение безопасности перевозочного процесса при транспортировке наливных грузов / Ю. И. Белоголов, Н. П. Асташков, В. А. Оленцевич // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. – 2019. – Т. 61, № 1. – С. 102–111. – DOI: 10.26731/1813-
9108.2019.1(61).102–111

Year: 
2019
Journal number: 
УДК: 
656.22:656.078
DOI: 

10.26731/1813-9108.2019.1(61).102–111

Article File: 
Pages: 
102
111
Abstract: 

Перевозка грузов на железнодорожном транспорте занимает основное место в структуре перевозочного процесса. Железнодорожным транспортом перевозятся различные грузы, в том числе широкий перечень опасных. В условиях возрастающих потребностей железных дорог в перевозках важно обеспечить безопасность движения, бесперебойную работу всей инфраструктуры в целом и сохранность груза. В настоящее время наметилась тенденция к увеличению транспортировки наливных грузов в вагонах-цистернах и контейнер-цистернах. Транспортировка нефти и нефтепродуктов за последние годы снизилась, однако объемы других грузов, например, кислот, химических продуктов и различных газов под давлением возросли. Поэтому роль конструктивных элементов и устройств, непосредственно размещаемых на подвижном составе, напольных устройствах и влияющих на безопасность перевозочного процесса, сложно переоценить. При транспортировке наливных грузов критически важные функции возлагаются на запорную и предохранительную арматуру, которой оборудован каждый вагон-цистерна или контейнер-цистерна. Широкий диапазон давлений, температур, агрессивность перевозимых сред, а также силы и нагрузки возникающие в процессе транспортировки предъявляют высокие эксплуатационные требования к соединениям затворов предохранительной и запорной арматуры. В качестве герметизирующих соединений могут применяться полимерные и/или металлические элементы. В последние годы широкое применение в уплотнительной технике находят тонкостенные элементы. Затворы с тонкостенными оболочечными элементами в качестве уплотнений особенно целесообразны, когда применение полимерных материалов ограничено условиями эксплуатации, а притертых соединений – термоциклированием. Статья посвящена рассмотрению вопросов, связанных с применением тонкостенных металлических оболочечных элементов в арматуре на железнодорожном транспорте и методике их расчета. Следует отметить сложность определениярациональных геометрических размеров рассматриваемых металлических оболочечных элементов. Особенно это касается динамического (ударного) нагружения, когда динамическая нагрузка (максимальная) не известна, что является основным сдерживающим фактором применения таких уплотнений.

List of references: 

1. Greg Johnson Арматура для железнодорожных цистерн // Арматуростроение. 2014. № 5 (49). С. 60–64.
2. Долотов А.М. Уплотнительные соединения с использованием тонкостенных элементов / Долотов А.М., Гозбенко В.Е., Белоголов Ю.И. ; Иркут. гос. ун-т путей сообщ. Иркутск, 2011. с. 72 с. Деп. в ВИНИТИ 22. 11. 2011, № 508-В2011.м.
3. Уплотнения и уплотнительная техника : справочник / Л.А. Кондаков, А.И. Голубев и др. М.: Машиностроение, 1994. 448 с.
4. Долотов А.М., Белоголов Ю.И. Напряженно-деформированное состояние тонкостенного клапанного седла пониженной жесткости // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. 2011. № 4 (32). С. 62–65.
5. Долотов А.М., Белоголов Ю.И. Определение жесткостных характеристик оболочечно-пластинчатого седла клапана // Трубопроводный транспорт: теория и практика. М. : ОАО ВНИИСТ, 2013. № 3 (37). С. 32–37.
6. Долотов А.М., Белоголов Ю.И. Определение перемещений в оболочечно-пластинчатом седле клапана // Системы. Методы. Технологии. 2013. № 2 (18). С. 22–28.
7. Долотов А.М., Белоголов Ю.И. Снижение динамических нагрузок при ударном нагружении оболочечного седла клапана // Решетневские чтения : материалы XV Междунар. науч. конф., посвящ. памяти генеральн. конструктора ракетно-космич. систем акад. М.Ф. Решетнева. Красноярск, 2011. Ч. 1. 430 с.
8. Долотов А.М., Белоголов Ю.И. Оптимизация геометрических параметров тонкостенного седла клапана пониженной жесткости // Проблемы механики современных машин : материалы V междунар. конф. Улан-Удэ : Изд-во ВСГУТУ, 2012. Т. 2. 272 с.
9. Долотов А.М., Белоголов Ю.И. Совершенствование конструкции клапана с тонкостенным уплотнительным элементом // Безопасность регионов – основа устойчивого развития : третья междунар. науч.-практ. конф. Иркутск, 2012. 243 с.
10. Долотов А.М., Белоголов Ю.И. Пути совершенствования клапанных уплотнительных соединений с оболочечными седлами // Енерго-та ресурсозберiгаючi технологiї при експлуатацiї машин та устаткування : матерiали 4-ої мiжвузiв. науковотехнiчної конференцiї викладачiв, молодих вчених та студентів. М. ; Донецьк, 2012. С. 87–88.
11. Долотов А.М., Белоголов Ю.И. Математическая модель оболочечного седла пониженной жесткости // Решетневские чтения : материалы XVI Междунар. науч. конф., посвящ. памяти генеральн. конструктора ракетно-космич. систем акад. М.Ф. Решетнева. Красноярск, 2012. Ч. 1. 458 с.
12. Герасимов С.В., Долотов А.М., Белоголов Ю.И. Математическая модель динамического нагружения двухседельного клапана // Тр. Братск. гос. ун-та. Сер.: Естественные и инженерные науки. 2012. Т. 1. С. 126–129.
13. Расчет седла уплотнительного соединения, нагруженного затвором и давлением герметизируемой среды / С.В. Герасимов и др. // Механики XXI веку. 2012. № 11. С. 106–111.
14. Долотов А.М., Белоголов Ю.И. Снижение динамических нагрузок при ударном нагружении оболочечного седла клапана // Проблемы транспорта Восточной Сибири. Иркутск, Изд-во ИрГУПС, 2011. С. 145–148.
15. Долотов А.М., Белоголов Ю.И. Жесткостная модель оболочечно-пластинчатого седла // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. 2013. № 2 (38). С. 107–110.
16. Белоголов Ю.И. Компенсация усилий, действующих на затвор со стороны герметизируемой среды // Проблемы транспорта Восточной Сибири. Иркутск, 2012. С. 124–128.