СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН ЛОКОМОТИВОВ ПО ДАННЫМ МИКРОПРОЦЕССОРНЫХ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ

Receipt date: 
30.04.2019
Bibliographic description of the article: 

Аболмасов А. А. Совершенствование методов диагностирования электричеcких машин локомотивов по данным микропроцессорных систем управления. А. А. Аболмасов, Д. О. Лисин, В. А. Мельников // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. – 2019. – Т. 63, № 3. – С. 69–75. – DOI: 10.26731/1813-9108.2019.3(63).69–75

Year: 
2019
Journal number: 
УДК: 
629.41
DOI: 

10.26731/1813-9108.2019.3(63).69–75

Article File: 
Pages: 
69
75
Abstract: 

Начиная с 2012 г. компания «ЛокоТех-сервис» использует данные бортовых микропроцессорных систем локомотивов для их диагностики в сервисных локомотивных депо. Подтвержденный экономический эффект от сокращения затрат на сервисное обслуживание локомотивов только за 2015 г. превысил 100 млн руб. Проект «Умный локомотив», выполняемый «Кловер Групп» по заказу компании «Локомотивные технологии» с 2016 г. ставит перед собой амбициозную задачу по организации сбора и централизованного анализа данных микропроцессорных систем всех локомотивов новых серий, находящихся на сервисном обслуживании «ЛокоТех-Сервис». В настоящий момент, система находится в постоянной эксплуатации по тепловозам серий 2(3)ТЭ116У, ТЭП70БС(У) и 2ТЭ25КМ(А) и в опытной эксплуатации по электровозам серий 2(3,4)ЭС5К, ЭП1М(П), 2(3)ЭС4К и ЭП2К. Реализация проекта предполагает внедрение в уже существующих группах диагностики в сервисных локомотивных депо автоматизированного рабочего места, посредством которого будет осуществляться не только автоматизированная расшифровка данных микропроцессорных систем, но и их передача на сервер Умного локомотива для дальнейшей обработки. Несмотря на то, что автоматизированное рабочее место Умного локомотива находится в опытной эксплуатации только по тепловозам, уже сейчас обработка и загрузка данных на сервер производится в 35 из 54 сервисных локомотивных депо, входящих в периметр проекта. Однако возможности диагностики и прогнозирования остаточного ресурса оказываются во многом ограничены существующими методами обработки диагностической информации. Один из способов повышения точности анализа данных рассмотрен в данной статье.

List of references: 
  1. Мониторинг технического состояния и режимов эксплуатации локомотивов: теория и практика / К.В. Липа, А.А. Белинский, В.Н. Пустовой и др. М. : Локомотивные Технологии, 2015. 212 с.
  2. Управление жизненным циклом локомотивов в группе компаний «Локомотивные технологии». Теория и практика / К.В. Липа, А.А. Белинский, В.Н. Пустовой и др. М. : Локомотивные Технологии, 2017. 212 с.
  3. Касимов Д.Б., Обухов А.Д., Мельников В.А. Разработка оптимизированной модели тяговых ресурсов на полигоне железной дороги с учётом реализации предиктивной аналитики технического состояния локомотивного парка. // Современные технологии управления транспортным комплексом России: инновации, эффективность, результативность : сб. материалов I Национал. науч.-практ. конф. 2018. С. 100–106.
  4. Лакин И.К., Павлов В.В., Мельников В.А. «Умный локомотив»: Диагностирование тяговых электродвигателей тепловозов с использованием методов машинного обучения // Транспорт Российской Федерации. 2018. №1 (74) С. 53–36.
  5. Автоматизированная система управления надёжностью локомотивов (АСУНТ). Концепция ТМХ-Сервис. / К.В. Липа, В.И. Гриненко, С.Л. Лянгасов и др. М. : ТМХ-Сервис, 2012. 160 с.
  6. Лакин И.К., Аболмасов А.А., Мельников В.А. Модель управления рисками отказов локомотивов // Мир транспорта. 2013. № 4 С. 130.
  7. Мельников В.А. Типовые неисправности локомотивов по данным бортовых систем. Опыт ТМХ-Сервис // Эксплуатационная надёжность подвижного состава : тезисы междунар. науч.-практ. конф. 2013 С. 234.
  8. Мельников В.А. Опыт мониторинга тепловозов по данным бортовых микропроцессорных систем // Наука МИИТа – транспорту : тр. науч.-практ. конф. М., 2013. С. 234.
  9. Мельников В.А. Методические подходы к диагностированию тепловозов серии 2ТЭ116У по данным МСУ-ТП // Транспортная инфраструктура Сибирского региона : материалы пятой междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 40-летию начала строительства Байкало-Амурской магистрали. Иркутск, 2014 С. 612.
  10. Аболмасов А.А., Мельников В.А. Информационные средства автоматизированной системы управления надёжностью локомотивов ТМХ-Сервис // Эксплуатационная надёжность локомотивного парка и повышение эффективности тяги поездов : тезисы второй всерос. науч.-техн. конф. с междунар. участием. Омск, 2014. С. 12.
  11. Мельников В.А. Эффективность диагностирования тепловозов 2ТЭ116У по данным бортовых микропроцессорных систем // 120 лет железнодорожному образованию в Сибири : материалы всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. 2014. С. 87.
  12. Мельников В.А. Алгоритмическая защита современных локомотивов // Наука МИИТа – транспорту : тр. науч.-практ. конф. М., 2014. С. 147.
  13. Мельников В.А. Диагностирование тепловозов по данным бортовых микропроцессорных систем // Мир транспорта. 2014. № 3. С. 56–62.
  14. Мельников В.А. Эффективность диагностирования тепловозов 2ТЭ116У по данным бортовых микропроцессорных систем // Перспективы развития сервисного обслуживания локомотивов : тезисы первой междунар. науч.-практ. конф. 2014. С. 208.
  15. Гриненко В.И., Аболмасов А.А., Мельников В.А. Мониторинг технического состояния локомотивов по данным их бортовых микропроцессорных систем // Железнодорожный транспорт. 2015. № 4. С. 71–74.
  16. Мониторинг технического состояния локомотивов. Теория и практика. / К.В. Липа, А.А. Белинский, В.Н. Пустовой и др. М. : Локомотивные технологии, 2015. 212 с.
  17. Мельников В.А. Применение методов Data Mining для анализа режимов работы локомотива // Наука МИИТа – транспорту : тр. науч.-практ. конф. М., 2015. С. 156.
  18. Мельников В.А., Лакин И.И., Аболмасов А.А. Алгоритмическая защита локомотивов // Локомотив. 2015. № 4. С. 8–10.
  19. Лакин И.К., Мельников В.А., Габа Д.И. Анализ режимов работы тепловозов 2ТЭ116У по данным бортовых МСУ // Локомотив. 2015. № 5. С. 34–36.
  20. Лакин И.К., Аболмасов А.А., Мельников В.А. Применение статистических методов при диагностировании тепловозов // Известия Транссиба. 2015. № 1(21). С. 20.
  21. Мельников В.А. Использование корреляционного анализа при диагностировании тепловозов 2ТЭ116У // Транспортная инфраструктура Сибирского региона : материалы шестой междунар. науч.-практ. конф. Иркутск, 2015. С. 343–349.
  22. Лакин И.К., Аболмасов А.А., Мельников В.А. Применение статистических методов при диагностировании тепловозов // Известия Транссиба. 2015. № 1 (21). С. 20–28.
  23. Субботин Р.Н., Аболмасов А.А., Мельников В.А. Анализ наработки на неплановый ремонт тепловозов 2ТЭ116 // Перспективы развития сервисного обслуживания локомотивов : материалы второй науч.-практ. конф. М. : Локомотивные технологии. 2015. С. 297–308.
  24. Совершенствовать технологию реостатных испытаний тепловозов / Лакин И.К., Пляскин А.К. и др. // Локомотив. 2016. № 5. С. 38–42.