Напряженно-деформированное состояние рабочих лопаток авиационных турбомашин с учетом особенностей их крепления

Receipt date: 
01.02.2020
Bibliographic description of the article: 

Пыхалов А. А. Напряженно-деформированное состояние рабочих лопаток авиационных турбомашин с учетом особенностей их крепления / А. А. Пыхалов, Р. В. Пущин // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. – 2020. – Т. 65 № 1. – С. 14–21. – DOI: 10.26731/1813-9108.2020.1(65).14-21

Year: 
2020
Journal number: 
УДК: 
629.7.03
DOI: 

10.26731/1813-9108.2020.1(65).14-21

Article File: 
Pages: 
14
21
Abstract: 

В статье рассматривается напряженно-деформированное состояние рабочих лопаток авиационных газотурбинных двигателей с учетом работы их крепления. Исследование построено на основе решений метода конечных элементов и контактной задачи теории упругости. Анализируются условия работы реальной конструкции рабочей лопатки компрессора при ее креплении трапециевидным замком типа «ласточкин хвост». Особенностью исследования является анализ работы конструкции сопряжения в замке рабочей лопатки и диска, которое моделируется с использованием специального контактного конечного элемента. Метод конечных элементов, построенный на объемных моделях теории упругости, выбран с целью решения поставленной задачи с максимальным учетом влияния всех параметров по геометрическим формам и нагрузкам, которые имеют место при работе лопаток роторов компрессоров газотурбинных двигателей. Представленный подход дает возможность наглядно увидеть картину всех деформаций и напряжений на исследуемых деформируемых телах в виде рабочего диска, лопатки и элемента ее осевой фиксации. Решение, полученное методом конечных элементов тестируется относительно ранее известных подходов представленного расчета. Статический расчет напряженно-деформированного состояния рабочей лопатки с замком показал, наряду с качественным совпадением с аналитической моделью, особенности поля напряжений при работе замкового соединения вплоть до параметров жескости соединения. На основе результатов, полученных на реальной конструкции, в работе представлены итоги изучения изменения условий сопряжения на рабочих поверхностях замка лопатки и в опасных зонах замковой части рабочего диска компрессора газотурбинных двигателей.

List of references: 
  1. ОСТ 1 11031-81. Соединение лопаток с дисками типа «ласточкин хвост» газотурбинных двигателей. Конструкция и размеры. – Изд. декабрь 1981. – Взамен ОСТ 1 11031-73; введ. 1.01.1983.
  2. Никитин Ю.М., Нестеренко В.Г. Конструкция и расчет соединений деталей ротора ГТД: учеб. пособ. – М.: Издательство МАИ, 1993, 73 с.
  3. Конструкция и проектирование авиационных газотурбинных двигателей: уч. для вузов по специальности «Авиационные двигатели энергетические установки» / под. ред. Д.В. Хронина. – М.: Машиностроение, 1989. – 368 с.: ил.
  4. Рыжов Э.В. Контактная жесткость деталей машин. М.: Машиностроение. – 1966. – 196 с.
  5. Ковалевская А.Е. Расчет лопаток на прочность. Методические указания к курсовому проекту «Конструкция и проектирование ВРД», М.: МАИ, 1972, 24 с.
  6. Биргер И.А., Шорр Б.Ф. Динамика авиационных газотурбинных двигателей. – М.: Машиностроение, 1981. 232 с.
  7. Гонтаровский П.П. Киркач Б.Н. Исследование НДС замковых соединений лопаток турбомашин методом конечных элементов // Проблемы прочности. – № 8, 1982. – С. 37–42.
  8. Жирицкий Г.С., Струнник В.А. Конструкция и расчет на прочность деталей паровых турбин. – М.: Машиностроение, 1968.
  9. Мандель B.C. Предельные нагрузки и расчет на прочность элементов ротора турбомашины. –М.: Машиностроение. 1972.
  10. Демьянушко И.В., Биргер И.А. Расчет на прочность вращающихся дисков. – М.: Машиностроение. – 1978. – 247 с.
  11. Зенкевич О.С. Метод конечных элементов в технике. М.: Мир. – 1975. – 542 с.
  12. Нагина Е.Л. К решению контактных задач методом конечных элементов // Машиноведение. 1978. – № 5. – С. 87–92.
  13. Блох М.В., Оробинсткий А.В. О модификации метода конечных элементов для решения двумерных упругих и пластических контактных задач // Проблемы прочности. 1983. – № 5. – С. 21–27.
  14. Ипатов А.К. Расчет на прочность дисков компрессоров и турбин ГТД. – М.: Машиностроение. – 1969. – 232 с.
  15. Пыхалов А.А. Контактная задача статического и динамического анализа сборных роторов турбомашин: дис. д-ра. техн. наук: 05.07.05, 2006. – 405 с.
  16. Шабров Н.Н. Метод конечных элементов в расчетах деталей тепловых двигателей. Л.: Машиностроение. – 1983. – 212 с.
  17. Зайцев В.И., Щавелин В.М. Решение уравнений МКЭ для задачи механического взаимодействия системы деформируемых твердых тел // Проблемы прочности. –1984. – № 6. – С. 58–61.
  18. Квитка А.Л., Ворошко П.П., Бобрицкая С.Д. Напряженно-деформированное состояние тел вращения. – Киев: Наукова Думка. – 1977. – 208 с.
  19. Дульский, Е.Ю. Моделирование режимов ИК-энергоподвода в технологии продления ресурса тяговых электрических машин с использованием метода конечных элементов [Текст] / Е.Ю. Дульский // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2013. № 12 (83). С. 258–263.
  20. Дульский, Е.Ю. Анализ пространственного распределения инфракрасного излучения в процессе капсулирования изоляции электрических машин тягового подвижного состава [Текст] / Е.Ю. Дульский // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2013. № 7 (78). С. 132–136.
  21. Джонсон К. Механика контактного взаимодействия Москва «МИР» - 1989 -506с.
  22. Скибина В.А. Соколина В.И. Научный вклад в создание авиационных двигателей // ЦИАМ 1980–2000 – Москва «Машиностроении». – 2000. – 599 с.