МОДЕЛИРОВАНИЕ РЕЖИМОВ ПЛАВКИ ГОЛОЛЕДА В ТЯГОВЫХ СЕТЯХ

Дата поступления: 
21.02.2017
Рубрика: 
Год: 
2017
Номер журнала (Том): 
УДК: 
621.311: 621.321
Файл статьи: 
Страницы: 
167
174
Аннотация: 

Отложения гололеда, изморози и мокрого снега на проводах тяговой сети могут приводить к следующим негативным последствиям: разрегулировке и сближению проводов; интенсивной пляске проводов, в результате которой возникают короткие замыкания, повреждения линейной арматуры и креплений; механической перегрузке и обрыву проводов, поломке траверс и кронштейнов; разрушению опор при сильном ветре и наличии гололедных отложений. Для борьбы с гололедом применяются тепловые, механические и химические способы. К тепловым относятся профилактический подогрев проводов и плавка гололеда. Эффективность тепловых способов борьбы с гололедом может быть повышена путем создания методик планирования режимов подогрева и плавки, основанных на компьютерном моделировании. Такое моделирование можно реализовать с использованием методов определения режимов систем тягового электроснабжения в фазных координатах, разработанных в Иркутском государственном университете путей сообщения. В статье приведены результаты исследований, направленных на создание технологий компьютерного моделирования режимов борьбы с гололедными отложениями путем подогрева проводов токами, возникающими при питании участка контактной сети от разных фаз тяговой подстанции. На основе полученных результатов сформулированы следующие выводы: при питании контактной сети от разных фаз тяговой подстанции токи проводов значительно возрастают и вызывают существенный нагрев проводов, достаточный для эффективной плавки гололеда; в режиме питания участка контактной сети от разных фаз тяговой подстанции напряжения на токоприемниках электровозов находились в допустимых пределах; коэффициенты несимметрии по обратной последова-тельности на шинах первичного напряжения тяговых подстанций не выходили за нормально допустимые диапазоны; рост токов, протекающих по проводам, привел к увеличению уровней напряженности магнитного поля. Предложенная методика моделирования режимов питания участков контактной сети от разных фаз тяговой под-станции может применяться для планирования режимов борьбы с гололедом.

Список цитируемой литературы: 
  1. Методические указания по борьбе с гололедом и автоколебаниями на контактной сети, линиях ДПР, автоблокировки и продольного электроснабжения. Кн. 1. М., 2004. 105 с.
  2. Григорьев В.Л., Игнатьев В.В. Тепловые процессы в устройствах тягового электроснабжения. М.: УМЦ по образованию на ж.-д. трансп, 2007. 182 с.
  3. Никитина И.Э., Абдархманова Н.Х., Никитина С.А. Способы удаления льда с проводов линий электропередачи // Нефтегазовое дело. 2015. № 3. С. 794–823.
  4. Закарюкин В.П., Крюков А.В. Сложнонесимметричные режимы электрических систем. Иркутск : Изд-во Иркут. ун-та, 2005. 273 с.
  5. Закарюкин В.П., Крюков А.В. Методы совместного моделирования систем тягового и внешнего электроснабжения железных дорог переменного тока. Иркутск : изд-во Иркут. гос. ун-та путей сообщения. 2011. 160 с.
  6. Крюков А.В., Закарюкин В.П., Буякова Н.В. Электромагнитная обстановка на объектах железнодорожного транспорта. Иркутск : Изд-во ИрГУПС, 2011. 130 с.
  7. Крюков А.В., Закарюкин В.П., Буякова Н.В. Управление электромагнитной обстановкой в тяговых сетях железных дорог. Ангарск: Изд-во АГТА, 2014. 158 с.
  8. Zakaryukin V.P., Kryukov A.V. Multifunctional mathematical models of railway electric systems // Innovation and Sustainability of modern railway proceeding of ISMR 2008. China railway publishing house. Beijing, 2008. P. 504–508.
  9. Zakaryukin V.P., Kryukov A.V. Intelligent Traction Power Supply System // The power grid of the future/ Proceeding № 2. Otto-von-Guericke University Magdeburg. Magdeburg. 2013. pp. 44–48.
  10. Zakaryukin V.P., Kryukov A.V. Mathematical Model of Multiphase Power Transmission Line // The power grid of the future. Proceeding № 3. Otto-von-Guericke University Magdeburg. Magdeburg. 2013. pp. 70–74.
  11. Zakaryukin V.P., Kryukov A.V. Multifunzionale modellazione di sistemi di energia elettrica-energia // Italian science Review. 2014. 3(12). pp. 267–272.
  12. Zakaryukin V.P., Kryukov A.V., Abramov N.A. Electro energetic technological control in Eastern Siberia Railway // JEPE Journal of energy and power engineering. v.6. # 2. 2012. pp. 293–299. (USA).
  13. Zakaryukin V.P., Kryukov A.V., Buiakova N.V. Management of electromagnetic environment in railway electro traction systems. // Smart grid for efficient energy power system for the future. Proceeding. Vol. 1. Otto-von-Guericke University Magdeburg. Magdeburg. 2012. pp. 31–35.
  14. Zakaryukin V.P., Kryukov A.V., Buyakova N.V. Improvement of Electromagnetic Environment in Traction Power Supply Systems // The power grid of the future. Proceeding № 2. Otto-von-Guericke University Magdeburg. Magdeburg. 2013. pp. 39–44.
  15. Свидетельство №2007612771 Рос. Федерация. «Fazonord-Качество – Расчеты показателей качества электроэнергии в системах электроснабжения в фазных координатах с учетом движения поездов» / В.П. Закарюкин, А.В. Крюков. Федер. служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам. Зарегистр. 28.06.2007.