ОПТИМИЗАЦИЯ ТРАНСПОРТНОЙ СЕТИ С УЧЕТОМ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА УСЛУГ ОБЩЕСТВЕННОГО ТРАНСПОРТА

Дата поступления: 
16.11.2018
Библиографическое описание статьи: 

Оптимизация транспортной сети с учетом оценки качества услуг общественного транспорта / О. А. Лебедева, В. Е. Гозбенко, С. К. Каргапольцев // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. – 2019. – Т. 61, № 1. – С. 112–118. – DOI: 10.26731/1813-9108.2019.1(61).112–118

Рубрика: 
Год: 
2019
Номер журнала (Том): 
УДК: 
656.2
DOI: 

10.26731/1813-9108.2019.1(61).112–118

Файл статьи: 
Страницы: 
112
118
Аннотация: 

Одной из основных задач оптимизации транспортной сети является повышение эффективности работы общественного транспорта и его привлекательности для пассажиров за счет качества предоставляемых услуг. Задачи обычно решаются с помощью практических руководств и специальных процедур, моделей аналитической оптимизации или метаэвристических методов. Модель представляет собой задачу оптимизации с ограничениями, которая учитывает ресурсы сети, распределение населения в зависимости от характеристик расселения. Для решения задачи необходимо получение данных относительно автобусной сети, таких как точное время в пути автобуса, расстояния между автобусными остановками, распределение населения и демографию. В статье подчеркивается необходимость тщательного анализа факторов, которые влияют на планирование автобусного маршрута. В работе описываются основные функции оптимизации моделей, которые можно использовать при проектировании сетей общественного транспорта. Поставленная задача может быть решена путем адаптации модели под требуемые условия. Вариантом решения может быть оптимизация всей сети или ее части. Для исследования выбран алгоритм, основанный на «дереве решений», так как он позволяет уменьшить сложность вычислений при нахождении оптимального маршрута между заданной начальной и конечной точкой. У данного метода есть ограничения – требуется ручной выбор начальных и конечных точек для каждого маршрута, и расчет маршрутов ведется последовательно, но его несомненным достоинством является легкость реализации. На следующем этапе необходимо провести выбор оптимального маршрута с использованием упрощенного подхода. В заключение необходимо отметить, что проектирование транспортной сети является сложным процессом, который сформулирован как задача оптимизации с ограничениями. При использовании методов оптимизации приблизительно трехкратно улучшаются показатели скорости доставки пассажиров.

Список цитируемой литературы: 

1. Лебедева О.А. Показатели оценки эффективности работы общественного транспорта // Современные технологии и научно-технический прогресс. 2018. Т. 1. С. 108–109.
2. Лебедева О.А. Транспортная инфраструктура как основополагающий фактор эффективного функционирования экономики страны : сб. науч. тр. Ангарск. гос. техн. ун-та. Ангарск, 2018. С. 125–130.
3. Лебедева О.А., Антонов Д.В. Основные принципы развития транспортных систем городов // Вестн. Ангарск. гос. техн. акад. 2014. № 8. С. 149–155.
4. Лебедева О.А. Математические модели оценки матрицы корреспонденций на основе данных детектора «вход-выход» подвижного состава городского пассажирского транспорта // Вестник ИрГТУ. 2012. № 2. (61). С. 66–68.
5. Лебедева О.А. Совершенствование методов мониторинга пассажиропотоков на маршрутах городского пассажирского транспорта общего пользования : дис. … канд. техн. наук. Иркутск, 2014. 171 с.
6. Крипак М.Н., Гозбенко В.Е., Колесник А.И. Оптимизация структуры транспорта как мера повышения эффективности функционирования системы городского пассажирского транспорта // Сб. науч. тр. АнГТУ. Ангарск, 2013. С. 229–232.
7. Шаров М.И., Михайлов А.Ю., Дученкова А.В. Пример оценки транспортной доступности с использованием программного продукта PTV «VISUM» // Изв. вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2013. № 1(4). С. 133–138.
8. Михайлов А.Ю., Шаров М.И. К вопросу развития современной системы критериев оценки качества функционирования общественного пассажирского транспорта // Изв. Волгоград. гос. техн. ун-та. 2014. Т. 9. № 19 (146). С. 64–66.
9. Шаров М.И., Михайлов А.Ю., Ковалева Т.С. Оценка надежности работы городского пассажирского транспорта в Иркутске // Вестник ИрГТУ. 2012. Т. 68. № 9. С. 174–178.
10. Fan. Wei, Machemehl Randy B. Optimal transit route network design problem: Algorithms, implementations, and numerical results, Technical Report. 2004.
11. Fang Z., Gan Albert L. ATEX Optimization of transit network to minimize transfers. 2003.
12. Lampkin W. Saalmans PD. The design of routes, service frequencies, and schedules for a municipal bus undertaking: A case study, Journal of the Operational Research Society, Springer 18. 1967. 375–397.
13. Mazzulla G., Eboli Laura, A service quality experimental measure for public transport. European Transport / Trasporti Europei, XII 34. 2006. Р. 42–53.

14. Kerkko V., Kurri J. Quality factors in public transport,” Public Transport Research Programme, 2006.
15. Gavranovi H., Stojan T., Kresoja M. Optimizing Bus Routes in Nicosia. 125th European Study Group with Industry, 2017.
16. Иванкова Л.Н., Кузнецова Т.Г., Иванков А.Н. Оптимизация расположения станционных площадок на местности с использованием генетических алгоритмов // Современные подходы к управлению на транспорте и в логистике : сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. 2016. С. 56–62.
17. Гозбенко В.Е. Методы прогнозирования и оптимизации транспортной сети с учетом мощности пассажиро и грузопотоков. Деп. в ВИНИТИ 17.04.2008, № 330-В2008.
18. Полтавская Ю.О., Драгунов А.Ф., Ляпустин П.К. Повышение пропускной способности по улице Карла Маркса // Современные технологии и научно-технический прогресс. 2014. Т. 1. № 1. С. 43.