ВЫБОР ВАРИАНТА ПРОЕКТНОГО РЕШЕНИЯ ПО УКРЕПЛЕНИЮ ОТ РАЗМЫВА ПЕСЧАНОГО ОТКОСА В ПОЛОСЕ ОТВОДА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ЛИНИИ НА ОСНОВЕ КРИТЕРИЯ МНОГОМЕРНОЙ НЕЧЕТКОЙ ПОЛЕЗНОСТИ

Дата поступления: 
21.02.2017
Рубрика: 
Год: 
2017
Номер журнала (Том): 
УДК: 
625.122 + 519.816
Файл статьи: 
Страницы: 
155
162
Аннотация: 

В статье рассмотрена задача выбора варианта проектного решения по укреплению от размыва песчаного откоса в полосе отвода железнодорожной линии на основе критерия многомерной нечеткой полезности. Варианты предусматривали комплексы различных мероприятий по укреплению от размыва песчаного откоса с тем, чтобы ликвидировать последствия паводка и предотвратить возможность деформаций при последующей эксплуатации железной дороги. Сравнение вариантов и выбор защитного сооружения был выполнен с использованием методики на основе многомерной нечеткой полезности, предложенной Е. О. Гераськиной, научный руководитель профессор В. А. Подвербный. В качестве лица, принимающего решение, выступал главный инженер проекта Б. П. Мухаров. Были предложены три варианта проектного решения: первый вариант – укрепление первого (основного) оврага матрацами Рено в комплексе с каменно-бетонным водонаправляющим лотком, укрепление второго оврага скальным грунтом; второй вариант проектного решения – укрепление первого (основного) оврага матрацами Рено, укрепление второго оврага скальным грунтом; третий вариант проектного решения – укрепление оврагов и основания откоса скальным грунтом. Для сравнения использовались лингвистические критерии: К1 – стоимость строительства, К2 – сложность строительства, К3 – надежность сооружения. По критерию многомерной нечеткой полезности варианты расположились в следующей последовательности (по убыванию предпочтительности): третий вариант; второй вариант; первый вариант. Выбор был сделан в пользу третьего варианта проектного решения с максимальным значением многомерной нечеткой полезности – укрепление оврагов и основания откоса скальным грунтом.

Список цитируемой литературы: 
  1. Модернизация железнодорожного нечетного пути на перегоне Улан-Удэ – Заудинский Восточно-Сибирской железной дороги – филиал ОАО «РЖД». Республика Бурятия : общая пояснительная записка. 11-03-ПЗ. Иркутск : ИрГУПС, 2011. 52 с.
  2. Ченцова Е.О., Подвербный В.А. Выбор оптимального варианта комплекса защитных сооружений от размыва откоса и заиливания железнодорожного моста на основе метода идеальной точки // Транспортная инфраструктура Сибирского региона : материалы третьей всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Т.1. Иркутск : Изд-во ИрГУПС, 2012. С. 465−472.
  3. Железнодорожный путь : учебник / под ред. Е.С. Ашпиза. М. : УМЦ по образованию на ж.-д. трансп. 2013. 544 с.
  4. Расчеты и проектирование железнодорожного пути : учебное пособие для вузов ж.-д. транспорта / под общ. ред. В.В. Виноградова и А.М. Никонова. М. : Маршрут, 2003. 486 с.
  5. Железнодорожный путь / под общ. ред. Т.Г. Яковлевой. М. : Транспорт, 2001. 407 с.
  6. Инструкция по содержанию земляного полотна железнодорожного пути / МПС России. М. : Транспорт, 2000. 189 с.
  7. Грицык В.И. Расчеты земляного полотна железных дорог. М. : УМК МПС, 1998. 520 с.
  8. Свод правил. Проектирование земляного полотна железных дорог колеи 1520 мм. СП 32-104-98 / ОАО ЦНИИС. М. : Госстрой России ; ГУП ЦПП, 1999. 91 с.
  9. Пособие по проектированию земляного полотна и водоотвода железных и автомобильных дорог промышленных предприятий (к СНиП 2.05.07-85). М. : Стройиздат, 1988. 136 с.
  10. Борисов А.Н., Крумберг О.А., Федоров И.П. Принятие решений на основе нечетких моделей: Примеры использования. Рига : Зинатне, 1990. 184 с.
  11. Борисов А.Н., Вилюмс Э.Р., Сукур Л.Я. Диалоговые системы принятия решений на базе мини-ЭВМ: Информационное, математическое и программное обеспечение. Рига : Зинатне, 1986. 195 с.
  12. Подвербный В.А.  Выбор варианта железной дороги на основе критерия нечеткой полезности // Транспортное строительство. 2000. № 7. С. 10–13.
  13. Подвербный В.А. Выбор варианта направления железной дороги по критерию нечеткой полезности // Вестник МИИТа. 2000. Вып. 3. С. 3–9.
  14. Подвербный В.А. Выбор проектного решения в нечеткой среде на основе индексов ранжирования // Железнодорожный транспорт. 2000. Вып. 2-3. С. 34–47.
  15. Подвербный, В.А. Нечеткая полезность – как дополнительный комплексный показатель сравнительной эффективности вариантов проектных решений // Фундаментальные и прикладные исследования транспорту – 2000 : тр. Всерос. науч.-техн. конф. Екатеринбург : УрГУПС, 2000. С. 332–333.