О ВЛИЯНИИ СТРУКТУРЫ ВАЛОВОГО РЕГИОНАЛЬНОГО ПРОДУКТА НА ВЕЛИЧИНУ ПАССАЖИРОПОТОКА

Дата поступления: 
21.05.2019
Библиографическое описание статьи: 

Арсёнова А.С. О влиянии структуры валового регионального продукта на величину пассажиропотока / А.С. Арсёнова, В.А. Анисимов // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. – 2019. – Т. 63, № 3. – С. 98–106. – DOI: 10.26731/1813-9108.2019.3(63).98–106

Рубрика: 
Год: 
2019
Номер журнала (Том): 
УДК: 
656.2.052.432
DOI: 

10.26731/1813-9108.2019.3(63).98–106

Файл статьи: 
Страницы: 
98
106
Аннотация: 

Транспортная отрасль играет важнейшую роль в социально-экономическом развитии страны. Транспорт благоприятно влияет на географические передвижения населения, рост производительности труда, а также повышает уровень жизни населения. Сегодня в России особое внимание уделяется развитию железнодорожного транспорта, в частности, развитию железнодорожного пассажирского сообщения. В декабре 2009 г. был произведен успешный запуск высокоскоростных поездов «Сапсан» на самом популярном пассажирском направлении в России Москва – Санкт-Петербург. Целью представленной работы является исследование влияния валового регионального продукта и его структуры на величину пассажирских перевозок. В статье проведен анализ существующих методик прогнозирования, в результате чего, сделан вывод о невозможности выбора оптимального метода. На основе рассмотренных достоинств и недостатков методов прогнозирования было решено провести регрессионный анализ изменения пассажиропотока железнодорожного транспорта, в итоге было получено значимое уравнение регрессии. Для проведенного анализа исходными данными о численности населения были приняты значения валового регионального продукта по субъектам Российской Федерации за 2010–2016 гг., опубликованные Федеральной службой государственной статистики. В результате проделанной работы, сделан вывод о тесной взаимосвязи между рассматриваемыми разделами валового регионального продукта и величиной пассажиропотока, а также о целесообразности проведения дальнейших исследований на направлениях между крупными узлами зарождения и погашения пассажиропотока.

Список цитируемой литературы: 

 

  1. Осетров Е.С. Математические модели, методы и алгоритмы для прогнозирования пассажирских перевозок : дис. … канд. физ.-мат. наук. Дубна, 2018. 129 с.
  2. Тихонов Э. Е. Методы прогнозирования в условиях рынка : учеб. пособие. Невинномысск, 2006. 221 с.
  3. Подвербный В.А. Проектирование линии легкого рельсового транспорта по направлению «Аэропорт Иркутск − аэропорт Иркутск-Новый («Усть-Орда») // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. 2012. № 1 (33). С. 215−223.
  4. Подвербный В.А., Казарина В.В., Подвербная О.В. Проектирование скоростного пассажирского рельсового транспорта Иркутской агломерации // Проектирование развития региональной сети железных дорог : сб. науч. тр. под ред. В.С. Шварцфельда. Хабаровск : Изд-во ДВГУПС, 2016. Вып. 4. С. 308−326.
  5. Проскурякова Е.А. Тенденции развития рынка пассажирских железнодорожных перевозок в Российской Федерации // Транспорт. Экономика. Социальная сфера. (Актуальные проблемы и их решения) : сб. ст. II Междунар. науч.-практ. конф. Пенза : ПГАУ, 2015. С. 68–71.
  6. Шульман Д.О. Обоснование этапности формирования перспективной сети высокоскоростных железнодорожных магистралей : дисс. канд. техн. наук. СПб., 2015. 147 с.
  7. Кудымов В.М. Взаимосвязь социально – экономических процессов с показателем валового регионального продукта // Региональная экономика: теория и практика. 2007. Вып. 15(54). С.42–51/
  8. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/. (Дата обращения 28.01.2019).
  9. Андерсон, Т. Статистический анализ временных рядов. М. : Мир, 1976. 757 с.
  10. Кендалл М., Стюарт А. Многомерный статистический анализ и временные ряды. Т. 3. М. : Наука, 1976. 736 с.
  11. Экономико-математические методы и модели в железнодорожном строительстве / Г.Н. Жинкин, И.И. Зеликович, В.А. Рогонов и др. М. : Транспорт, 1979. 256 с.
  12. Дубров А.М., Мхитарян В.С., Трошин Л.И. Многомерные статистические методы. М. : Финансы и статистика, 2003. 352 с.
  13. Высокоскоростной железнодорожный транспорт. Общий курс : в 2 т. / И.П. Киселёв и др. М. : УМЦ по образованию на ж.-д. трансп, 2014.
  14. Ерохин Г.А. Роль транспортной составляющей в экономическом развитии региона: сравнительный анализ // Вестник МГТУ. 2012. Т. 15, № 1. С.181–185.
  15. Катаева Ю.В. Интегральная оценка уровня развития транспортной инфраструктуры региона // Вестник пермского университета. 2013. Вып. 4 (19). С. 66–73.
  16. Миненко Д.О., Бушуев Н.С. Высокоскоростной железнодорожный транспорт и авиасообщение в борьбе за пассажира // Проектирование развития региональной сети железных дорог : сб. ст. Вып. 1. Хабаровск : Изд-во ДВГУПС, 2013. С. 43–48.
  17. Зубков В.Н., Мусиенко Н.Н. Организация пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте. Ч. 5. Технология и управление работой железнодорожных участков и направлений : учеб. пособие. Ростов : Изд-во РГУПС, 2006. 120 с.
  18. Селиверстова А.В. Сравнительный анализ моделей и методов прогнозирования // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/11/74271 (Дата обращения: 23.09.2018).
  19. Экономика железнодорожного транспорта : учебник / Н.П. Терёшина, В.Г. Галабурда, М.Ф. Трихунков и др. М. : УМЦ ЖДТ, 2006.