ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ АЛГОРИТМИЧЕСКИХ ЗАЩИТ ЛОКОМОТИВОВ ОТ ОПАСНЫХ РЕЖИМОВ ИХ ЭКСПЛУАТАЦИИ

Дата поступления: 
27.05.2019
Библиографическое описание статьи: 

Лакин И. К. Обоснование необходимости алгоритмических защит локомотивов от опасных режимов их эксплуатации / И. К. Лакин, И. Ю. Хромов // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. – 2019. – Т. 64, № 4. – С. 102–107. – DOI: 10.26731/1813-9108.2019.4(64). 102-107

Рубрика: 
Год: 
2019
Номер журнала (Том): 
УДК: 
629.423
DOI: 

10.26731/1813-9108.2019.4(64).102–107

Файл статьи: 
Страницы: 
102
107
Аннотация: 

Нарушения режимов эксплуатации на сети железных дорог России носят массовый характер. Примерно 1/3 от общего числа неплановых ремонтов происходит из-за таких нарушений. Современные отечественные локомотивы оборудованы микропроцессорными системами управления, основная задача которых – управление тяговым приводом. Для реализации автоматических и автоматизированных процессов управления в цепи обратной связи используют данные с датчиков, установленных в цепях и на оборудовании локомотивов. Датчики измеряют ток, напряжение, давление, температуру, линейную скорость и угловую скорость, бинарные параметры (например, включено / выключено) и др. Основные параметры управления и сигналы с датчиков сохраняются в памяти микропроцессорных систем управления, как правило, на жестком диске бортового компьютера (блока индикации), установленного в кабине машиниста. Реализация алгоритмических защит в бортовых микропроцессорных системах управления локомотивов должна значительно снизить количество нарушений режимов эксплуатации (оповещение локомотивной бригады с фиксацией инцидента в памяти микропроцессорной системы управления), а некоторые нарушения предотвратить полностью, за счет исключения возможности нарушить режимы эксплуатации локомотива (алгоритмы, не допускающие выход контролируемых параметров за пределы допустимых режимов работы). Таким образом, установка алгоритмических защит должна существенно повлиять на повышение надежности локомотивов. В статье приводится обоснование установки алгоритмических защит на локомотивах, оборудованных микропроцессорной системой управления.

Список цитируемой литературы: 
  1. Мониторинг технического состояния и режимов эксплуатации локомотивов. Теория и практика / под общ. ред. И.К. Лакина. М. : Локомотивные Технологии, 2015. 212 с.
  2. Аболмасов А.А. Мельников В.А., Лакин И.И. Алгоритмическая защита локомотивов // Локомотив. 2015. № 3. С. 8–10.
  3. Мониторинг технического состояния локомотивов по данным бортовых микропроцессорных систем управления / К.В. Липа, и др. М .: ТМХ-Сервис, 2013. 156 с.
  4. Лакин И.И. Мониторинг технического состояния локомотивов по данным бортовых аппаратно-программных комплексов : дис. … канд. техн. наук. М., 2016. 211 с.
  5. Аболмасов А.А. Управление техническим состоянием тягового подвижного состава в условиях сервисного обслуживания : дис. … канд. техн. наук. М., 2017. 180 с.
  6. Пат. 2593729 Рос. Федерация. Способ контроля режимов эксплуатации локомотивов / Липа К.В. и др. № 2015101911/11 ; заявл. 22.01.15 ; опубл. 10.08.2016, Бюл. № 22. 4 с.
  7. Автоматизированная система управления надёжностью локомотивов (АСУНТ). Концепция ТМХ-Сервис / К.В. Липа и др. М. : ТМХ-Сервис, 2012. 160 с.
  8. Белинский, А.А., Лакин И.К., Аболмасов А.А. Принцип «Встроенное качество» в информационных системах локомотиворемонтного комплекса // Бюл. результатов науч. исслед. 2015. № 3-4. С. 13–28.
  9. Комплексный мониторинг режимов эксплуатации локомотивов и предложения по совершенствованию бортовых МСУ, исключающие ошибочные действия локомотивных бригад : отчет о НИР (промежуточ.) / ООО «ЛокоТех» ; рук. Лакин И.К. М., 2019. 211 с. РТЛС.003.002.001.006К.
  10. Порядок оценки качества эксплуатации и ремонта локомотивов, предполагающий взаимный контроль и повышение прозрачности отнесения виновности за допущенные отказы» с приложением «Классификатор видов и причин нарушений режимов эксплуатации локомотивов, выявляемых в процессе расшифровки данных бортовых локомотивных систем : распоряжение ОАО «РЖД» № ЦТ-47/р от 1.03.2016.
  11. О внесении изменений в «Порядок оценки качества эксплуатации и ремонта локомотивов, предполагающий взаимный контроль и повышение прозрачности отнесения виновности за допущенные отказы : распоряжение ОАО «РЖД» № ЦТ-289/р от 28.12.2018 : утв. распоряжением № ЦТ-47/Р от 1.03.2016.
  12. Кочерга В.Г. Надежность тепловозов : учеб. пособие. Хабаровск : Изд-во ДВГУПС, 2012. 66 с.
  13. Горский А.В., Воробьёв А.А. Надёжность электроподвижного состава // М. : УМЦ ЖДТ. 2005. 303 с.
  14. ГОСТ 27.002-89. Надёжность в технике. Основные понятия. Термины и определения. Введ. 1990–07–01. М. : Изд-во стандартов, 1989. 37 с.
  15. Эксплуатация и техническое обслуживание подвижного состава : учеб. пособие / В.И. Киселев и др.; под общ. ред. В.А. Гапановича. М. : ИРИС Групп, 2012. 576 с.