МОДЕЛИРОВАНИЕ НАДЕЖНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ С УЧЕТОМ ВАРИАЦИЙ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ДВИЖЕНИЯ

Дата поступления: 
03.09.2019
Библиографическое описание статьи: 

Полтавская Ю. О. Моделирование надежности функционирования транспортной системы с учетом вариаций продолжительности движения / Ю. О. Полтавская, А. В. Димов, М. М. Поляков // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. – 2019. – Т. 64, № 4. – С. 162–167. – DOI: 10.26731/1813-9108.2019.4(64).162-167

Рубрика: 
Год: 
2019
Номер журнала (Том): 
УДК: 
656.02
DOI: 

10.26731/1813-9108.2019.4(64).162–167

Файл статьи: 
Страницы: 
162
167
Аннотация: 

Продолжительность движения является одним из наиболее важных параметров, используемых для оценки эффективности работы транспортных систем. Ее изменение связано с несколькими факторами, включая характеристики самого транспортного средства; организацию дорожного движения и системы управления движением; дорожно-транспортные происшествия и погодные условия. Таким образом, время, затрачиваемое пассажиром для достижения пункта назначения, будет неодинаковым для аналогичных поездок в разные периоды. Это подчеркивает необходимость моделирования надежности транспортной системы на основе функции полезности, которая включает в себя оценку временных и стоимостных затрат. Отмечается, что надежность является важным качественным показателем функционирования транспортной системы, так как ее снижение приводит снижению конкурентоспособности общественного транспорта по сравнению с индивидуальным. В статье рассмотрены основные модели, позволяющие оценить надежность функционирования транспортной системы: модель средней дисперсии и модель планирования, которые являются эффективным инструментом для оценки уровня надежности транспортной системы и предлагаемых решений для ее повышения. Апробация модели может быть проведена на транспортных и маршрутных сетях города различного масштаба. Предлагается определять продолжительность движения как статистическое распределение с определенной вероятностью и регулярностью. Таким образом, надежность транспортной системы может быть определена как мера дисперсии (или разброса) распределения продолжительности движения, а процесс моделирования требует сбора достоверных данных с установленным объемом выборки.

Список цитируемой литературы: 
  1. Михайлов А.Ю. Интегральный критерий оценки качества функционирования улично-дорожных сетей // Изв. Иркут. гос. экон. акад. 2004. № 2. С. 50–53.
  2. Полтавская Ю.О. Качественные характеристики функционирования городского общественного пассажирского транспорта (ГОПТ) // Сб. науч. тр. Ангар. гос. техн. ун-та. 2015. Т. 1. № 1. С. 260–266.
  3. Лебедева О.А. Показатели оценки эффективности работы общественного транспорта // Современные технологии и научно-технический прогресс. 2018. Т. 1. С. 108–109.
  4. Лебедева О.А. Вопросы функционирования городского пассажирского транспорта // Современные технологии и научно-технический прогресс. 2013. Т. 1. С. 40.
  5. Nowakowski T., Werbińska S. On problems of multicomponent system maintenance modeling // Automation and Computing. 2004. Vol. 6. №. 4. Р. 364–378.
  6. Горбунов Р.Н., Пиров Ж.Т., Михайлов А.Ю. Оценка уровня обслуживания на основе критериев надежности // Вестн. Иркут. гос. техн. ун-та. 2017. Т. 21. № 10 (129). С. 188–194.
  7. Sharov M., Mikhailov A. Urban transport system reliability indicators // Transportation Research Procedia. Saint Petersburg, 2017. С. 591–595.
  8. Полтавская Ю.О. Обзор состояния пассажирских перевозок и надежности функционирования городского транспорта на примере зарубежных государств // Вестн. Ангар. гос. техн. ун-та. 2015. № 9. С. 200–203.
  9. Ветрогон А.А., Крипак М.Н. Транспортное моделирование как инструмент для эффективного решения задач в области управления транспортными потоками // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. 2018. № 3 (59). С. 82–91.
  10. Крипак М.Н., Гозбенко В.Е., Колесник А.И. Оптимизация структуры транспорта как мера повышения эффективности функционирования системы городского пассажирского транспорта // Сб. науч. тр. Ангар. гос. техн. ун-та. 2013. Т. 1. № 1. С. 229–232.
  11. Косолапов А.В., Асанов С.А. Выбор индикаторов состояния дорожного движения для прогнозирования транспортных заторов // Транспортные системы сибири. развитие транспортной системы как катализатор роста экономики государства : Междунар. науч.-практ. конф. Красноярск : Изд-во СФУ, 2016. С. 618–626.
  12. Методы прогнозирования и оптимизации транспортной сети с учетом мощности пассажиро и грузопотоков / В.Е. Гозбенко и др. Деп. 17.04.2008, № 330-В2008.
  13. Dhillon B.S. Transportation Systems Reliability and Safety. Florida, CRC Press, 2011. 236 p.
  14. Modelling reliability of transportation systems to reduce traffic congestion / E. Suryani et al. // Journal of Physics: Conference Series, Vol. 1196conference 1.
  15. Полтавская Ю.О. Прогнозирование характеристик маршрута городского общественного пассажирского транспорта на основе данных треков автомобиля-лаборатории // Вестн. Иркут. гос. техн. ун-та. 2017. Т. 21. № 2 (121). С. 190–198.