Особенности эксплуатации железнодорожного пути на участках тяжеловесного движения поездов

Дата поступления: 
15.09.2020
Библиографическое описание статьи: 

Скутина О. Л. Особенности эксплуатации железнодорожного пути на участках тяжеловесного движения поездов // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. – 2020. –№ 4 (68). – С. 76–85. – DOI: 10.26731/1813-9108.2020.4(68).76-85

Рубрика: 
Год: 
2020
Номер журнала (Том): 
УДК: 
625.1;656.2
DOI: 

10.26731/1813-9108.2020.4(68).76-85

Файл статьи: 
Страницы: 
76
85
Аннотация: 

Обращение тяжеловесных поездов на дорогах Российской Федерации позволяет существенно повысить провозную способность дорог, обеспечивает своевременную доставку руды, угля, минеральных удобрений, нефтепродуктов из мест их добычи к местам переработки или погрузки на суда. Увеличение веса поезда может быть реализовано двумя способами: наращиванием длины поезда до 100 условных вагонов и более и увеличением нагрузки на ось. В России вес поезда увеличивается преимущественно за счет его длины. Участки тяжеловесного движения есть на большинстве железных дорог России, указан полигон тяжеловесного движения, протяженность которого более 21 тыс. км. В статье рассматриваются особенности эксплуатации железнодорожного пути в условиях движения тяжеловесных длинносоставных поездов, отмечается их влияние на состояние объектов инфраструктуры, дается анализ общих проблем, характерных практически для всех участков тяжеловесного движения на дорогах страны. Подробно исследуются проблемы верхнего строения пути и земляного полотна. Приведены данные о дефектах и деформациях земляного полотна на полигонах тяжеловесного движения. Изучены особенности эксплуатации «тяжеловесного» железнодорожного пути на Свердловской железной дороге. Особое внимание уделяется горным участкам с затяжными подъемами, на которых движение поездов повышенного веса возможно только с подсыпкой песка под колеса локомотива. Автор выдвигает предположения о необходимости разработки нормативной документации по конструкции железнодорожного пути и его техническому обслуживанию в условиях тяжеловесного движения, подготовки объектов инфраструктуры к организации тяжеловесного движения.

Список цитируемой литературы: 
  1. Захаров С.М., Шенфельд К.П. Развитие тяжеловесного движения в мире // Вестник ВНИИЖТ. 2013, № 4. С. 9–18.
  2. Лебедев А.В. Состояние земляного полотна по итогам его эксплуатации в 2016 году // Современные проблемы проектирования, строительства и эксплуатации железнодорожного пути: XIV Международная научно-техническая конференция (г. Москва, 5–6 апреля 2017 г.): чтения, посвященные памяти профессора Г.М. Шахунянца: труды / РЖД, МИИТ. Москва, 2017. С. 26–29.
  3. Программа развития на сети железных дорог ОАО «РЖД» тяжеловесного движения. М.: ОАО «РЖД», 2019. URL: http://www.rzd-expo.ru/images/Events-2019/27ts/01.pdf.
  4. Прогнозируемые размеры движения для грузовых поездов на направлении Кузбасс – Северо-Запад на 2020 год при организации тяжеловесного движения (по данным ИЭРТ). URL: https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&text =%D1%82%D1%8F%D0%B6%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B5%20%D0%B4%D0%B2%D0%B8%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%B2%20%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8&p=1&pos=62&rpt=simage&img_url=https%3A%2F%2Fcf2.ppt-online.org%2Ffiles2%2Fslide%2Fp%2FPH4 WZ6gR2LGsrtfljAbumSqvKYhBFz9QTn3xpNocE%2Fslide-36.jpg.
  5. Шарапов С.Н., Исаенко Э.П. Рекомендации по усилению пути на линиях с тяжеловесным движением // Путь и путевое хозяйство. 2016, № 7. С. 2–7.
  6. Кобзев С. Поездам придали вес // Гудок. Вып. № 191 (26330) 26.10.2017. URL: https://gudok.ru/newspaper/?ID=1391189.
  7. Пресс-служба СвЖД. Свыше пяти тысяч тяжеловесных поездов проследовало на СвЖД с начала года. Екатеринбург: АиФ-Урал, 2020. URL: https://ural.aif.ru/.
  8. Скутин А.И., Скутин Д.А., Табынщиков А.И. Повышение устойчивости слабых грунтов // РСП Эксперт. 2012, №8. С. 24–25.
  9. Cкутин А.И., Скутин Д.А., Табынщиков А.И. Моделирование земляного полотна, армированного геосинтетическими материалами // Проектирование развития региональной сети железных дорог: сб. науч. тр. / под ред. В.С. Шварцфельда. 2014, № 2. С. 144–150.
  10. Скутин А.И., Скутин Д.А., Скутина О.Л., Табынщиков А.И. Повышение устойчивости земляного полотна с помощью армирования геосинтетическими материалами // Проектирование развития региональной сети железных дорог: сб. науч. тр. / под ред. В.С. Шварцфельда. 2016, № 4. С. 351–354.
  11. Mylnikov M., Skutin A. The influence of ballast characteristics on lateral stability of railway track // Lecture Notes in Civil Engineering. 2020. Т. 49. С.173–182.
  12. Скутина О.Л. Способ реконструкции железнодорожного пути (варианты) // О.В. Караваева, Ю.М. Кравченко, О.Л. Скутина // Патент Россия № 2501910, 2012.
  13. Скутина О.Л. Конструкция земляного полотна железнодорожного пути // З.Р. Абдулхасанова, О.Л. Скутина // Патент Россия № 2557276, 2014.
  14. Скутина О.Л. Способ усиления земляного полотна железнодорожного пути на слабом основании // Е.С. Хабибуллина, О.Л. Скутина // Патент Россия № 2593282, 2015.
  15. Скутина О.Л., Скурихин А.И., Федянина Л.В. Конструктивно-технологические решения по сооружению земляного полотна в зоне вечномерзлых грунтов // Инновационный транспорт. 2020, № 1 (35). С. 36–42.