ОБЩАЯ МОДЕЛЬ ПЛАНА И ПРОФИЛЯ ДЛЯ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ НОВЫХ И РЕКОНСТРУИРУЕМЫХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ

Receipt date: 
22.04.2019
Bibliographic description of the article: 

Богданов А. И. Общая модель плана и профиля для автоматизированного проектирования новых и реконструируемых железных дорог // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. – 2019. – Т. 63, № 3. – С. 142–148. – DOI: 10.26731/1813-9108.2019.3(63).142–148

Year: 
2019
Journal number: 
УДК: 
625.113
DOI: 

10.26731/1813-9108.2019.3(63).142–148

Article File: 
Pages: 
142
148
Abstract: 

В статье описывается общая модель плана и продольного профиля трассы как новых, так и реконструируемых железных дорог и общая модель критерия эффективности. Модель плана и продольного профиля разработана на основе кусочно-линейных функций, которые задаются координатами своих вершин. Кусочно-ломаными линиями в моделях профиля новых и реконструируемых железных дорог являются профиль земли и профиль существующей головки рельса. В качестве кусочно-ломанных линий в модели плана приняты угловые диаграммы новой и реконструируемой линии. Модель критерия эффективности разработана в виде минимума профильного объема земляных работ, который аналогичен критерию минимума суммы квадратов, применяемого в задачах аппроксимации. Разработаны способы расчета профильного объема земляных работ как при проектировании продольного профиля, так и плана новых и реконструируемых железных дорог. На основе общих моделей плана и профиля и критерия эффективности разработан общий метод автоматизированного проектирования плана и профиля новых и реконструируемых железных дорог. Общий метод разработан на основе синтеза формализованных основных принципов и закономерностей классической теории трассирования, принципа декомпозиции сложных систем и многофакторного анализа. Декомпозиция сложных систем позволяет исключить трудности проектирования плана и профиля, обусловленные наличием пред- и после истории. Многофакторный анализ позволяет построить метод проектирования аналогичный традиционным классическим методам. Классическая теория трассирования, выработанная и проверенная более 180-летней практикой проектирования железных дорог, представляет собой метод оптимального проектирования плана и профиля трассы новых и реконструируемых железных дорог и вторых путей.

List of references: 
  1. Струченков В.И. Методы оптимизации трасс в САПР линейных сооружений. М. : Солон-Пресс, 2014. 272 с.
  2. Корячко В.П., Курейчик В.М., Поренков И.П. Теоретические основы САПР. М. : Энергоатомиздат, 1987. 400 с.
  3. Изыскания и проектирование железных дорог / А.В. Горинов, И.И. Кантор и др. Т. 1. М. : Транспорт, 1979. 319 с.
  4. Изыскания и проектирование железных дорог / под.ред. И.В.Турбин. М. : Транспорт, 1989.  479 с.
  5. Богданов А.И. Современное состояние и пути развития науки «Изыскания и проектирование железных дорог» // Проектирование развития региональной сети железных дорог : сб. науч. тр. / под ред. В.С. Шварцфельда. Хабаровск : Изд-во ДВГУПС, 2014. Вып. 4. 415 с.
  6. Богданов А.И. Выбор направления трассы проектируемых железных дорог с применением космических съемок : дис. … канд. техн. наук. М., 1986. 168 с.
  7. СП 119.13330.2012. Железные дороги колеи 1520 мм. Актуализированная редакция СНиП 32–01–95. М. : Минрегион России, 2012.
  8. Струченков В.И. Математические основы оптимизации трассы дороги на ЭВМ // Вопросы проектирования железных дорог с применением ЭВМ : сб. науч. тр. Вып. 74. М. : ВНИИТС, 1974. С. 84–91.
  9. Богданов А.И. Математическая модель продольного профиля трассы новых железных дорог // Проектирование развития региональной сети железных дорог : сб. науч. тр. / под ред. В.С. Шварцфельда. Вып. 6. Хабаровск : Изд-во ДВГУПС, 2018. 185 с.
  10. Богданов А.И. Автоматизированное проектирование реконструкции плана эксплуатируемых железных дорог // Транспорт Азиатско-Тихоокеанского региона. 2016. № 1 (6). С. 39–44.
  11. Турбин И.В. Практические расчеты при проектировании трассы железных дорог. М. : Транспорт, 1987. 199 с.
  12. Куприянов Н.В. Как определить элементы кривой // Путь и путевое хозяйство. 1997. № 1.
  13. Васильев Ф.П. Численные методы решения экстремальных задач. М. : Наука, 1980. 520 с.
  14. Методические указания по сравнению вариантов проектных решений железнодорожных линий, узлов и станций. М., 1988. 469 с.
  15. Полосин Ю.К. Методы оптимального проектирования трассы железных дорог. Л., 1965. 171 с.
  16. Богданов А.И. Паспортизации плана и продольного профиля железнодорожного пути с применением автоматизированных методов и фотосъемки с БПЛА // Проектирование развития региональной сети железных дорог : сб. науч. тр. / под ред. В.С. Шварцфельда. Вып. 4. Хабаровск : Изд-во ДВГУПС, 2014. 415 с.
  17. Руководство по проектированию вторых путей. М. : Трансжелдориздат, 1948. 287 с.