Определение точности методики расчета скорости перед столкновением транспортного средства по остаточным деформациям в результате дорожно-транспортного происшествия

Receipt date: 
24.04.2020
Bibliographic description of the article: 

В. А. Ксенофонтова Определение точности методики расчета скорости перед столкновением транспортного средства по остаточным деформациям в результате дорожно-транспортного происшествия / В. А. Ксенофонтова, Л. А. Кияшко, П. К. Сопин // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. – 2020. – № 3(67). – С. 59–70. – DOI: 10.26731/1813-9108.2020.3(67).59-70

Year: 
2020
Journal number: 
УДК: 
629.023
DOI: 

10.26731/1813-9108.2020.3(67).59-70

Article File: 
Pages: 
59
70
Abstract: 

При расследовании обстоятельств дорожно-транспортных происшествий для выяснения механизма столкновения важно точно определить скорости, с которыми двигались транспортные средства. Работа посвящена оценке точности методики определения скорости транспортного средства перед наступлением дорожно-транспортного происшествия по возникшим остаточным деформациям элементов конструкции автомобилей. Для определения точности методики проводилось натурное экспериментальное исследование остаточных деформаций. Основой методики эксперимента является принцип подобия Кирпичева – Барба – Кика. Описан порядок проведения эксперимента, применяемая установка и исследуемые образцы, включающие как масштабные модели, так и реальные элементы конструкции автомобиля. Экспериментальная установка позволяет с управляемой энергией удара деформировать различные образцы, а затем по измеренным деформациям произвести определение эквивалентной энергии методом смещенного объема. Приведены полученные экспериментальные данные в виде массивов координат деформированных узлов масштабных моделей. Отражены результаты теоретического определения энергии удара, затраченной на деформацию образцов. Проводились эксперименты и для реальных элементов конструкции автомобилей. Количество поглощенной энергии определялось методом смещенного объема. Для определения зоны распространения пластической деформации был произведен металлографический анализ структуры зоны деформации. Проведенный анализ экспериментальных и расчетных значений определения энергии деформации образцов показал, что метод определения поглощенной энергии дает погрешность не более 14 %, при этом повышение точности измерений деформированного объекта позволяет повысить точность результата. Сделан вывод, что методика расчета скорости перед дорожно-транспортным происшествием по остаточным деформациям транспортного средства имеет высокую точность и представляет собой инструментальную базу для объективного исследования механизма дорожно-транспортного происшествия.

List of references: 
  1. Совершенствование методов автотехнической экспертизы при дорожно-транспортных происшествиях : монография / В.П. Волков, В.А. Ксенофонтова, В.Н. Торлин и др. Харьков : Изд-во ХНАДУ, 2010. 476 с.
  2. Повышение точности определения скорости при столкновении двух автомобилей / Е.В. Яковенко, А.В. Бабкин, А.А. Ветрогон // Вiсник СевНТУ. 2013. № 142. С. 206–210.
  3. Аблаев А.Р. Критерии эффективности оборудования (элементов систем) // Фундаментальные и прикладные проблемы техники и технологии. 2019. № 4–1(336). С. 59–65.
  4. Гольчевский В.Ф., Жигалов Н.Ю., Гольчевская Н.Ю. Экспертное исследование прочностных свойств кузовов транспортных средств, подвергшихся конструктивным изменениям : монография. Иркутск : ВСИ МВД РФ, 2015. С. 56–69.
  5. Оптимизация прочности каркаса салона автомобиля при фронтальном ударе с использованием программного обеспечения решения задач линейной статики / А.Р. Кирсанов, С.К. Хализов, С.А Курдюк и др. // Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. Приборостроение. Конструирование и технология. М. : МГТУ, 2005. № 3. С. 119–126.
  6. Sun Liqing, Lin Yi, Sun Fengchun Simulation of restraint system performance upon the occupant`s response during impact // J. Beijing Inst. Technol. 1999. Vol. 8. №. 2. Pр. 207–213.
  7. Bruce F. McNally, Wade Bartlett. 20th Annual Special Problems in Traffic Crash Reconstruction at the Institute of Police Technology and Management. Jacksonville, Florida : University of North Florida, 2002.
  8. Hiemer M., Barrho J. Observer design for road gradient estimation // Reports in Industrial Information Technology. 2004. Vol. 7. Pp. 23–30.
  9. Cliff W., Moser A. Reconstruction of Twenty Staged Collisions with PC–Crash’s Optimizer. 2001. SAE 2001–01–0507.
  10. Becker T., Reade M., Scurlock B. Simulations of Pedestrian Impact Collisions with Virtual CRASH 3 // Accident Reconstruction Journal. 2016. Vol. 26. №. 2. URL: http://arxiv.org/abs/1512.00790.
  11. Nurkhaliesa Balqis Hamzah, Halim Setan, Zulkepli Majid. Reconstruction of traffic accident scene using close–range photogrammetry technique // Geoinformation Science Journal. 2010. Vol. 10. No. 1. Pp. 17–37.
  12. Седов Л.И. Методы подобия и размерности в механике. М. : Наука, 1987. 430 с.
  13. Ксенофонтова В.А., Бабкин А.В., Торлин В.Н. Исследование процесса деформации кузова легкового автомобиля при наезде на неподвижное препятствие // Автомобильный транспорт : сб. науч. тр. Харьков : РИО ХГАДТУ, 2001. № 7–8. С. 36–38.
  14. Сторожев М.В., Попов Е.А. Теория обработки металлов давлением. М. : Машиностроение, 1977. 423 с.
  15. Полухин П.И., Гун Г.Я., Галкин А.М. Сопротивление пластической деформации металлов и сплавов. М. : Металлургия, 1976. 488 с.
  16. Тимошенко С.П., Гудьер Дж. Теория упругости : пер. с англ. М. : Наука, 1979. 325 с.
  17. Ксенофонтова В.А. Разработка метода определения скорости транспортного средства до столкновения в результате ДТП : дис. … канд. техн. наук. Харьков, 2003. 226 с.