Изменение напряженно-деформированного состояния элементов дискового тормоза при торможении

Receipt date: 
30.10.2020
Bibliographic description of the article: 

Шимановский А.О. Изменение напряженно-деформированного состояния элементов дискового тормоза при торможении / А.О.Шимановский, О.А. Суханова // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. – 2020. – № 4 (68). – С. 58–64. – DOI: 10.26731/1813-9108.2020.4(68).58-64

Year: 
2020
Journal number: 
УДК: 
539.37:004.94
DOI: 

10.26731/1813-9108.2020.4(68).58-64

Article File: 
Pages: 
58
64
Abstract: 

Элементы тормозной системы, предназначенной для обеспечения безопасности движения транспортных средств, в процессе эксплуатации подвергаются значительным динамическим нагрузкам. В связи с этим актуальной является задача анализа контактного взаимодействия деталей дискового тормоза. В работе рассматривается напряженно-деформированное состояние тел, моделирующих элементы тормозной системы, которые находятся в динамическом контактном взаимодействии при работе тормоза. В среде пакета ANSYS/LS-DYNA созданы конечно-элементные модели тормозного диска и колодки, взаимодействующих по поверхности, имеющей форму сектора круга. Выполнены расчеты напряжений и деформаций деталей дискового тормоза при заданном законе сближения тормозного диска и колодки, сопровождающемся вращением тормозного диска. Приведены распределения эквивалентных по Мизесу пластических деформаций, касательных напряжений в тормозном диске и колодке вблизи области контакта для случаев внедрения колодки в неподвижный тормозной диск и при его вращении. Получены зависимости пластических деформаций в тормозном диске, колодке и системе в целом для различных угловых скоростей вращения диска. Показано, что увеличение скорости вращения диска приводит к существенному росту пластических деформаций. Проанализировано влияние статического и динамического коэффициентов трения на изменение напряженно-деформированного состояния. Установлено, что увеличение статического коэффициента трения не приводит к заметному росту пластических деформаций соприкасающихся деталей. Применение разработанной методики решения контактной задачи об упругопластическом взаимодействии деталей тормозной системы дает возможность оптимизации ее конструкции.

List of references: 

1.   Sergienko V.P. Noise and vibration in friction systems / V.P. Sergienko, S.N. Bukharov. Cham : Springer, 2014. 251 p.

2.   Колесников И.В. Способы снижения шума и вибраций при проектировании, производстве и эксплуатации железнодорожного подвижного состава / И.В. Колесников, С.Ф. Подуст, С.С. Подуст, А.Н. Чукарин. Москва : ВИНИТИ РАН, 2015. 216 с.

3.   Механика контактных взаимодействий. Москва : ФИЗМАТЛИТ, 2001. 672 с.

4.   Gautam Sh.P. Finite element analysis of disc brake using Ansys Workbench software / Sh.P. Gautam [et al.] // International Journal of Scientific & Engineering Research. 2015. Vol. 6. Is. 4. Pp. 1954–1959.

5.   Gupta I. Thermal analysis of rotor disc of disc brake of Baja Sae 2013 car through finite element analysis / I. Gupta, G. Saxena, V. Modi // International Journal of Engineering Research and Applications (IJERA) : International Conference On Emerging Trends in Mechanical and Electrical Engineering (ICETMEE), 13th-14th March. 2014. Pp. 324–329.

6.   Туранов Р.А. Анализ точности сходимости численного решения метода конечных элементов и контактной задачи твердого деформируемого тела на примере соединения крыла самолета с фюзеляжем / Р.А. Туранов, А.А. Пыхалов // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. 2019. Т. 62, № 2. С. 127–133.

7.   Pateriya J. Brake disc analysis with the help of Ansys software / J. Pateriya, R.K. Yadav, V. Mukhraiya, P. Sing // International Journal of Mechanical Engineering and Technology (IJMET). 2015. Vol. 6. Is. 11. Pp. 114–122.

8.   Sarkar C. Transient thermo-elastic analysis of disk brake / C. Sarkar, H. Hirani // International Journal of Current Engineering and Technology. 2015. Vol. 5. No. 1. Pp. 413–418.

9.   Belhocine A. Numerical investigation of a three-dimensional disc-pad model with and without thermal effects / A. Belhocine // Thermal science. 2015. Vol. 19. No. 6. Pp. 2195–2204.

10. Вольченко Д.А. Напряженно-деформированное состояние различных типов дисков в тормозных устройствах транспортных средств / Д.А. Вольченко, Н.А. Вольченко, В.С. Скрыпнык, В.Я. Малык, Д.Ю. Журавлев // Проблеми тертя та зношування. 2018. № 2(79). С. 16–27.

11. Belhocine A. Thermomechanical modelling of disc brake contact phenomena / A. Belhocine, M. Bouchetara // FME Transactions. 2013. Vol. 41. No. 1. Pp. 59–65.

12. Agnihotri V. Optimized thermo-structural analysis of solid and vented disc brake using finite element method (a case study) / V. Agnihotri, M.K. Chopra // Journal of Mechanical and Civil Engineering. 2014. Vol. 11. Is. 4. Pp. 40–49.

13. Чебаков М.И. Моделирование контактного взаимодействия элементов дискового тормоза / М.И. Чебаков, А.А. Ляпин // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Серия: Естественные науки. 2016. № 14. С. 36–39.

14. Shimanovsky A. Modeling of the pantograph – catenary wire contact interaction / A. Shimanovsky, V. Yakubovich, I. Kapliuk // Procedia Engineering. 2016. Vol. 134. Pp. 284–290.

15. Суханова О.А. Анализ пластических деформаций при скольжении сферической колодки по поверхности плиты / О.А. Суханова // Механика, Исследования и инновации. 2018. Вып. 11. С. 230–234.

16. Суханова О.А. Конечно-элементное моделирование взаимодействия элементов дискового тормоза / О.А. Суханова // Строительство, материаловедение, машиностроение: сб. научн. трудов. Днепр, 2018. Вып. 106. С. 129–134.