Европейская практика внедрения риск-менеджмента в систему управления безопасностью на железнодорожном транспорте

Receipt date: 
10.10.2020
Bibliographic description of the article: 

Киселёва О.Г. Европейская практика внедрения риск-менеджмента в систему управления безопасностью на железнодорожном транспорте / О. Г. Киселёва, Ж. Ж. Альтаева, А. Д. Кунебаев // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. – 2020. –№ 4 (68). – С. 175–183. – DOI: 10.26731/1813-9108.2020.4(68).175-183

Year: 
2020
Journal number: 
УДК: 
652.2
DOI: 

10.26731/1813-9108.2020.4(68).175-183

Article File: 
Pages: 
175
183
Abstract: 

В статье проанализирован европейский опыт использования механизмов по управлению рисками в области обеспечения безопасности движения на железнодорожном транспорте. Безопасность и надежность перевозочного процесса на железных дорогах государств-членов Евросоюза гарантирована построением эффективных систем менеджмента безопасности движения, опирающихся на инструменты риск-менеджмента. В европейской практике управления безопасностью на железнодорожном транспорте управление рисками является обязательным элементом Системы менеджмента безопасности движения. Главной целью системы риск-менеджмента в области безопасности движения является снижение существующих уровней рисков до установленного допустимого значения и дальнейшее поддержание достигнутых значений. Для этого разработан комплекс мер по управлению риском, которые выполняются всякий раз, когда изменение условий эксплуатации или появление новых данных порождают новые риски транспортных происшествий и событий. Европейская система риск-менеджмента является отправной точкой управления безопасностью железнодорожных систем государств-членов Евросоюза, где управление рисками осуществляется на протяжении всего жизненного цикла железнодорожной системы, начиная с этапа проектирования до завершения ее эксплуатации. На железнодорожном транспорте государств-членов Евросоюза применяется общая система риск-менеджмента, которая представляет собой модель количественной оценки рисков, основанную на сценариях опасных событий. Данная модель оценки риска базируется на изучении причин и следствий с использованием техник «анализ дерева отказов» и «анализ дерева событий» для представления каждого опасного события. Европейская модель оценки рисков гибкая и может быть легко адаптирована для оценки и мониторинга риска безопасности других элементов.

List of references: 
  1. Kadziński А., Kobaszyńska-Twardowska А., Gill A. The Concept of Method and Models for Risk Management of Hazards Generated at Railway Crossings. Transport means 2016: proceedings of the 20th international scientific conference. Kaunas University of Technology, Kaunas. Lithuania. 2016. Pp. 297–302.
  2. Gintautas Bureika, Eduardas Gaidamauskas, Jonas Kupinas, Marijonas Bogdevicius, Stasys Steisūnas. Modelling the Assessment of Traffic Risk at Level Crossings of Lithuanian Railways. Transport. 2017. Vol. 32(3). Vilnius Gediminas Technical University. Pp. 282–290.
  3. Шайдуллин Ш.Н. Эффективно использовать инструменты системы менеджмента безопасности движения // Железнодорожный транспорт. 2014, № 12. С. 4–8.
  4. Елисеев В.А. Риск-менеджмент в практике железнодорожного транспорта // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2017, № 2(14). С. 11–19.
  5. Карасев С.В., Карасева А.А. О проблемах применения методов риск-менеджмента к актуальным задачам обеспечения безопасности движения на сортировочных станциях ОАО «РЖД» // Прорывные научные исследования как двигатель науки. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Самара: Изд-во Аэтерна, 2015. С. 44–47.
  6. Киселёва О.Г., Вахитова Л.В. Переход к новой модели управления безопасностью движения / Вестник КазАТК. 2014, № 5. С. 48–54.
  7. Верёвкина О.И. Оценка вклада материально-технического снабжения в риски нарушения безопасности по причине некачественного ремонта и несоблюдения технологии // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. 2019. Т. 63, № 3. С. 82–89.
  8. Богданович С.В., Киселёва О.Г. Система управления безопасностью движения на железных дорогах в государствах-членах ЕС // Политранспортные системы: материалы ХI международной научно-технической конференции. Новосибирск: Изд-во СГУПС, 2020. С. 276–280.
  9. Анардович С.С., Руш Е.А. Оценка ущербов от чрезвычайных ситуаций техногенного характера на железнодорожном транспорте // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. 2020. Т. 66, № 2. С. 121–128.
  10. ISO/IEC Guide 51:2014 Safety Aspect − Guidelines for their inclusion in standards. [Электронный ресурс]: URL: https://www.era.europa.eu/ (дата обращения: 02.11.2020).
  11. Directive (EU) 2016/798 on railway safety. [Электронный ресурс]: URL: https://www.era.europa.eu/ (дата обращения: 30.10.2020).
  12. Common safety method for risk evaluation and assessment (CSM-RA). [Электронный ресурс]: URL: https://www.era.europa.eu/ (дата обращения: 30.10.2020).
  13. Bohus Leitner. A General Model for Railway Systems Risk Assessment with the Use of Railway Accident Scenarios Analysis. 10th International Scientific Conference Transbaltica 2017: Transportation Science and Technology. ScienceDirect. Procedia Engineering 187. 2017. Pp. 150–159.
  14. Dvořбk Z., Čižlбk M., Leitner B., Soušek R., Sventekovб E. Risk management in railway transport (in Slovak). Monograph. Pardubice: Institute of Jan Perner. 2010. 283 p.
  15. Safety Assurance Guidance. Available from Internet: http://www.rssb.co.uk/Library/improving-industry-performance/2013-guidan...
  16. Safety Management Systems. Available from Internet: http://www.rssb.co.uk/improving-industry-performance/safety-management-s...
  17. Kim M.S., Wang J.B., Park Ch.W., Cho Y.O. Development of the Risk Assessment Model for Railway Level-Crossing Accidents by Using the ETA and FTA. Journal of the Korean Society for Railway. 2009. 12(6). Pp. 936–943.
  18. Novotnэ P., Markuci J., Titko M., Slivkovб S., Řehбk D. Practical application of a model for assessing the criticality of railway infrastructure elements. Proceedings of scientific works, VŠB – Technical university Ostrava. 2015. Pp. 26–32.