МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОЛИЧЕСТВА ОТКАЗОВ ТРАНСПОРТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ МАШИН В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ФАКТОРОВ УСЛОВИЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ

Дата поступления: 
21.02.2017
Рубрика: 
Год: 
2017
Номер журнала (Том): 
УДК: 
629.3
Файл статьи: 
Страницы: 
134
142
Аннотация: 

В статье выполнен анализ сложившейся ситуации в сфере эксплуатации транспортно-технологических машин (ТТМ), оборудованных встроенными средствами контроля изменений технического состояния. Приведены результаты пассивного статистического эксперимента с использованием средств диагностико-информационой подсистемы технического сервиса, ориентированной на мониторинг условий эксплуатации и изменений технического состояния ТТМ.  Целью работы являлось выявление закономерностей возникновения отказов при эксплуатации ТТМ в различных условиях. Показано, что количество отказов ТТМ зависит от различных факторов эксплуатации, негативно влияющих на их техническое состояние. Для обработки полученных результатов наблюдений в работе использован метод регрессионного анализа. С учетом результатов предварительного анализа установлено, что наибольшее влияние на количество отказов ТТМ оказывают время эксплуатации, реализованная наработка, количество ТО и значения технического индекса жесткости условий эксплуатации. Рекомендовано это учитывать при прогнозировании в планируемые периоды эксплуатации ТТМ отказов, которое выполняется с помощью функциональных зависимостей между количеством отказов и различными влияющими факторами эксплуатации, определяемых методом регрессионного анализа. Представлены математические модели определения количества отказов ТТМ, оборудованных встроенными средствами контроля изменений технического состояния. Математические модели, полученные с помощью регрессионного анализа при обработке статистических данных, позволяют прогнозировать для ТТМ, оборудованных встроенными средствами контроля изменений технического состояния, наиболее вероятное время появления отказа,
в зависимости от времени эксплуатации, реализованной наработки и количества выполненных технических обслуживаний за контрольный период. Для всех факторов, включая незначимые по F-критерию, рассчитаны значения критерия Стьюдента (t-значения) для проверки гипотезы о значимости частных коэффициентов корреляции. t-значения рассчитывались для уравнений регрессии в стандартизованном масштабе с уровнем значимости p, равным 0,05 и определённым числом степеней свободы. Приведены результаты статистической обработки экспериментальных данных с помощью регрессионного анализа по экскаваторам четырех групп. Величины коэффициентов корреляции по всем представленным регрессионным моделям находятся в пределах 0,9…0,99, что по шкале Чеддока, качественно характеризует силу связи как весьма высокую.

Список цитируемой литературы: 
  1. Афанасьева Н.Ю. Вычислительные и экспериментальные методы научного эксперимента. М. : КНОРУС, 2013. 330 с.
  2. Власов М.П., Шимко П.Д. Общая теория статистики: Инструментарий менеджера международной фирмы. СПб. : Изд-во СПбГИЭУ, 2003. 450 с.
  3. Головин С.Ф. Эксплуатация и техническое обслуживание дорожных машин, автомобилей и тракторов. М. : Мастерство, 2002. 464 с.
  4. Илышев А.М., Шубат О.М. Общая теория статистики. М. : КНОРУС, 2013. 432 с.
  5. Крамаренко Г.В. Техническая эксплуатация автомобилей. М. : Транспорт, 1972. 398 с.
  6. Лукинский В.С., Зайцев Е.И. Прогнозирование показателей надежности агрегатов трансмиссии // Надежность и долговечность машин и сооружений. Вып. 5. Киев : Наукова думка, 1984. 325 с.
  7. Озорнин, С.П. Бердников И.Е. Оценка жесткости условий эксплуатации строительных машин // Новая наука: Теоретический и практический взгляд : Междунар. науч.-практ. конф. Ч.2. Стерлитамак : РИЦ АМИ, 2015. С. 181–186.
  8. Озорнин С.П. Бердников И.Е. Обеспечение процессов функционирования технического сервиса мобильных транспортно-технологических машин с использованием диагностико-информационной системы // Наземные транспортно-технологические средства: проектирование, производство, эксплуатация : матер. I Всерос. заочной науч.-практ. конф. Чита : ЗабГУ, 2016. С. 154–164.
  9. Озорнин С.П. Рационализация технологических процессов ТО и ремонта на основе мониторинга изменений технического состояния АТС в эксплуатации // Проблемы диагностики и эксплуатации автомобильного транспорта : Материалы III Междунар. науч.-практ. конф. Иркутск : ИрГТУ, 2011. С. 123–127.
  10. Озорнин С.П., Бердников И.Е. Совершенствование диагностирования технического состояния машин, эксплуатируемых в условиях Забайкальского края // Автомобиль для Сибири и Крайнего Севера. Конструкция, эксплуатация, экономика : материалы 90-й Междунар. науч.-техн. конф. Ассоциации автомобильных инженеров. Иркутск : ИрГТУ, 2015. С. 37–48.
  11. Озорнин С.П. Организация и технология фирменного сервиса транспортных и технологических машин. Ч. 1. Чита : Изд-во ЗабГУ, 2013. 210 с.
  12. Озорнин С.П. Организация и технология фирменного сервиса транспортных и технологических машин. Ч. 2. Чита : Изд-во ЗабГУ, 2013. 131 с.
  13. Озорнин С.П. Технический сервис мобильных машин: стратегия ситуационно-комбиниро- ванного обслуживания. Чита : Изд-во ЧитГУ, 2004. 250 с.
  14. Федотов А.И. Основы научных исследований. Иркутск : Изд-во ИрГТУ, 2012. 86 с.