УЧЕТ СИЛ СОПРОТИВЛЕНИЯ В ОПОРАХ МАЯТНИКОВ ПРИ ИССЛЕДОВАНИИ ПРОЦЕССА АВТОМАТИЧЕСКОЙ БАЛАНСИРОВКИ РОТОРОВ

Дата поступления: 
30.05.2019
Библиографическое описание статьи: 

Артюнин А. И. Учет сил сопротивления в опорах маятников при исследовании процесса автоматической балансировки роторов / А. И. Артюнин, О. Ю. Суменков // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. – 2019. – Т. 63, № 3. – С. 53–58. – DOI: 10.26731/1813-9108.2019.3(63).53–58

Год: 
2019
Номер журнала (Том): 
УДК: 
621.01
DOI: 

10.26731/1813-9108.2019.3(63).53–58

Файл статьи: 
Страницы: 
53
58
Аннотация: 

При моделировании процесса автоматической балансировки роторов с помощью маятниковых автобалансиров или при исследовании эффекта «застревания» маятников на вращающемся валу механической системы важное значение приобретает знание характера сил сопротивления в опорах маятников. В ранее опубликованных работах, посвященных автоматической балансировке роторов с помощью маятников, принималось, что момент сил сопротивления в опорах маятников пропорционален их относительной скорости, то есть носит характер «вязкого» трения. Однако при увеличении скоростей вращения роторов возникает необходимость учитывать радиальную нагрузку в опорах маятников, влияющую на сопротивление движению маятников и тем самым на процесс автоматической балансировки. В настоящей работе предлагается использовать гипотезу о том, что момент сил сопротивления в опоре маятника складывается из момента сил сопротивления пропорционального относительной скорости маятника на вращающемся валу («вязкое» трение) и момента сил сопротивления пропорционального радиальной нагрузке в опоре маятника («сухое» трение). Описан оригинальный и одновременно простой способ экспериментального определения коэффициента «вязкого» момента трения с помощью линейки и цифрового фотоаппарата. Наиболее приближенной к реальным конструкциям является модель, в которой маятник установлен с возможностью свободного вращения на валу ротор, жестко закрепленного в корпусе на упругих опорах. Для этих моделей, где движение маятника является сложным, предложены схемы и формулы для расчета радиальной нагрузки в опоре маятника при разгоне и стационарном режиме движения ротора с учетом кориолисовой силы инерции.

Список цитируемой литературы: 
  1. Мачабели Л.И. О движении диска с двумя маятниками// Изв.АН СССР, Механика, 1965.- №2.- с.13-18.
  2. Блехман И.И. Синхронизация динамических систем. – М.: Наука. – 1971. – 896с.
  3. Блехман И.И. Вибрационная механика//М.: Физматгиз, 1994. – 400 с.
  4. Дубовик В.А., Замятин В.М., Зиякаев Г.Р. Стационарное вращение неуравновешенного ротора на гибком валу с маятниковыми подвесками//Изв. Томского политех. ун-та, 2009.- Т.314.-№2.-с.44-48.
  5. Дубовик В.А., Зиякаев Г.Р. Основное движение двухмаятникового автобалансира на гибком валу с упругими опорами// Изв. Томского политех. ун-та, 2010.-Т.313.- №2.- с.37-39.
  6. Артюнин А.И., Алхунсаев Г.Г. Об особом режиме движения жесткого ротора с упругими опорами и маятниковым автобалансиром // Известия высших учебных заведений. Машиностроение.  2005.  № 10.  С. 8–14.
  7. Artyunin A.I., Eliseev C.V., Sumenkov O.Y. Experimental Studies of  Influence of Natural Requncies of  Oscillations of Mechanical System on Angular Velocity of Rendulum on Rotating Shaft // Lecture Notes in Mechanical Engineering ICIE 2018: Proceedings of the 4th International Conference on Industrial Engineering.  pp. 159-166.
  8. Бейзельман Р.Д., Цыпкин Б.В., Перель Л.Я. Подшипники качения: Справочник. М.: Машиностроение. 1975. С. 896.
  9. Опоры осей валов машин и приборов / под общ. ред. Н.А. Спицына, И.М. Машкова. Л.: Машиностроение. 1970. С. 896.
  10. Решетов Д.Н. Детали машин. М.: Машиностроение. 1976. С. 655.
  11. Галахов Н.А., Бурмистров А.И. Расчет подшипниковых узлов. М.: Машиностроение. 1988. С. 271.
  12. Артюнин А.И. Исследования движения ротора с автобалансиром // Известия высших учебных заведений. Машиностроение. 1993. № 1. С. 15-18.
  13. Артюнин А.И. Эффект «застревания» и особенности движения ротора с маятниковыми автобалансирами // Наука и образование: электронное научное издание НГТУ им. Н.Э. Баумана. 2013. № 8. С. 443-454.
  14. Елисеев С.В., Артюнин А.И. Механико-математическое моделирование эффекта «застревания» маятников на вращающемся валу // Вестник Белорусского гос. Ун-та транспорта: Наука и транспорт. Гомель. 2016. № 2. С. 172-175.