РАЗРАБОТКА АКУСТИЧЕСКОГО МЕТОДА ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАПРЯЖЕННОГО СОСТОЯНИЯ РЕЛЬСОВ НА БЕССТЫКОВОМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ПУТИ

Дата поступления: 
04.06.2019
Библиографическое описание статьи: 

Климов Н. Н. Разработка акустического метода определения напряженного состояния рельсов на бесстыковом железнодорожном пути / Н. Н. Климов, А. А. Ермаков, Д. Ю. Померанцев // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. – 2019. – Т. 63, № 3. – С. 75–81. – DOI: 10.26731/1813-9108.2019.3(63).75–81

Рубрика: 
Год: 
2019
Номер журнала (Том): 
УДК: 
6-65-654:654.9:654.92:654.922
DOI: 

10.26731/1813-9108.2019.3(63).75–81

Файл статьи: 
Страницы: 
75
81
Аннотация: 

Проблема диагностики напряженного состояния бесстыкового пути существующая в настоящее время не обеспечивает контроль в реальном времени. Это приводит к выбросам пути, и в дальнейшем сходу поездов. В статье предлагается использовать для диагностики напряженного состояния бесстыкового пути изделие «Прочность», которое разработано группой сотрудников Томского политехнического института. Этот прибор позволяет определять спектр собственных колебаний бесстыкового пути, которые возникают в форме продольных, поперечных и изгибных волн рельсов, с целью определения их напряженного состояния. В работе приводятся формулы для различных типов волн и оценены их величины для бесстыкового пути в свободном состоянии. При измерениях частоты и скорости волн на бесстыковом пути зарегистрированы частоты в диапазоне от 300 до 5 500 Гц, а скорости от 719 до 3 300 м/с. Это указывает на возбуждение в рельсовом плети при боковом ударе поперечных и изгибных волн. Использование этого прибора возможно после проведения более детальных исследований напряженного состояния бесстыкового пути в условиях его растяжения, сжатия и при нулевых напряжениях набора видов спектра, которые будут изменяться в зависимости от реальных напряжений. При предположении, что выброс обусловлен возникающей изгибной волной с продолжительностью выброса порядка 0,2 с. и размерах полуволны выброса порядка 40 м, это дает частоту 5 Гц, длину волны 80 м и, соответственно, скорость 400 м/с. Сравнение с оценкой скорости для данной частоты по формуле для изгибных волн дает величину порядка 100 м/с. Такая существенная разница демонстрирует, что теоретическое описание процесса выброса для реальных условий требует дополнительных исследований и измерений характеристик, определяющих механические свойства балластной призмы, рельсов, взаимодействия шпальной решетки с балластом.

Список цитируемой литературы: 
  1. Суслов О.А. Функциональная безопасность эксплуатации бесстыкового пути : автореф. … д-ра техн. наук. М., 2017. 48 с.
  2. Технические указания по устройству, укладке, содержанию и ремонту бесстыкового пути. МПС РФ, департамент пути и сооружений. М. : Транспорт, 2000.
  3. Пат. 0002656777 Рос. Федерация. Способ контроля бесстыкового железнодорожного пути / А.В. Сисюк. № 2017114064 ; заявл. 21.04.2017 ; опубл. 06.06.2018, Бюл. № 16.
  4. Ультразвуковые системы для измерения механических напряжений ИН-5101А / ООО «ИНКОТЕС». URL: http://www.encotes.ru/node/25. (Дата обращения 22.06.2019).
  5. О возможности акустической диагностики напряженного состояния бесстыкового пути / Н.Н. Климов, В.М. Бардаков С.В. Дудаков и др. // Проблемы и перспективы изысканий, проектирования, строительства и эксплуатации железных дорог : тр. IV Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Иркутск : Изд-во ИрГУПС. 2010. Т. 1. С. 341–354.
  6. Разработка алгоритма оптимизации обработки данных акустической диагностики напряжённого состояния бесстыкового железнодорожного пути / Н.Н. Климов, Д.А. Зубкова, С.М. Куценко и др. // Современные проблемы радиоэлектроники и связи : материалы Х и Х1 Всерос. науч.-техн. конф. студентов, аспирантов и молодых учёных. Иркутск, Изд-во ИрГТУ, 2012. С. 155–160.
  7. Railway track buckle [Электронный ресурс] // YouTube. URL: youtube.com (Дата обращения 22.06.2019).
  8. Феодосьев В.И. Сопротивление материалов : учеб. для вузов. М. : Наука, 2000. 512 с.
  9.  Электромагнитный эмиссионный контроль прочности бетонов / В.Ф. Гордеев, Ю.П. Малышков, В.Л. Чахлов и др. // Дефектоскопия. 1992. № 7. С.76–80.
  10.  Электромагнитные эмиссии бетонов при ударном нагружении / В.Л. Чахлов, Ю.П. Малышков, В.Ф. Гордеев и др. // Изв. ВУЗов. Сер.: Строительство. 1995. № 5-6. С. 54–57.
  11.  А.с. 1375984 СССР, МКИ 4 G 01 N 3/00. Способ неразрушающего контроля прочности изделий / В.Ф. Гордеев, А.А. Цой, Ю.П. Малышков и др. ; Томск. политехн. ин-т. № 4001564 /25-28; Заявл. 03.01.86; Опубл. 23.02.1988, Бюл. 7.
  12.  А.с. 1415116 СССР, МКИ 4 G 01 N 3/00. Способ неразрушающего контроля прочности изделий / Малышков Ю.П., Фурса Т.В., Гордеев В.Ф. и др.; Томск. политехн. ин-т. - № 4181154 /25-28 ; Заявл. 12.01.87 ; Опубл. 08.07.1988, Бюл. 29.
  13.  А.с. 1590959 СССР, МКИ 5 G 01 N7/82. Способ неразрушающего контроля физико-механических свойств изделий / Малышков Ю.П., Гордеев В.Ф., Майер Г.Р. и др. ; Томск. политехн. ин-т. № 3701251/ 31-63; 3707348/31-63 ; Заявл. 07.03.84; Бюл. изобр. 1990, № 33.
  14.  Источники электромагнитной эмиссии в бетонах / В.Ф. Фурса, В.Ф. Гордеев, В.В. Ласуков и др. // Письма в ЖТФ. 1994. Т. 20. Вып. 21. С.1–5.
  15.  Электромагнитная эмиссия диэлектрических материалов при статическом и динамическом нагружении / Гордеев В.Ф.. Малышков Ю.П., Чахлов В.Л. и др. // ЖТФ. 1994. Т. 64. Вып. 4. С.57–67.
  16. Об электромагнитной эмиссии образцов горных пород и бетона / В.М. Бардаков, В.Ф. Гордеев, С.В. Дудаков и др. // Современные проблемы радиоэлектроники и связи : материалы VI межвуз. науч.-техн. конф. студентов, аспирантов и молодых учёных. Иркутск : Из-во ИрГТУ, 2007. С. 61–66.
  17.  Бергман Л. Ультразвук и его применение в науке и технике, из-во иностранной литературы. М. : Изд-во Иностр. лит. 1956. 726 с.
  18. О возможности акустической диагностики напряженного состояния плетей бесстыкового пути / В.М. Бардаков, С.В. Дудаков, Н.Н. Климов и др. // Проблемы и перспективы изысканий, проектирования, строительства и эксплуатации железных дорог: тр. IV Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Т. 1. Иркутск : ИрГУПС. 2010. С. 341–354.