СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГЕОДЕЗИЧЕСКИХ РАБОТ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ВЫСОКОТОЧНОЙ КООРДИНАТНОЙ СИСТЕМЫ

Дата поступления: 
20.05.2019
Библиографическое описание статьи: 

Лёгкий В. В. Совершенствование геодезических работ при проектировании железнодорожной высокоточной координатной системы / В. В. Лёгкий, А. В. Арестов // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. – 2019. – Т. 64, № 4. – С. 112–118. – DOI: 10.26731/1813-9108.2019.4(64). 112-118

Рубрика: 
Год: 
2019
Номер журнала (Том): 
УДК: 
625.111
DOI: 

10.26731/1813-9108.2019.4(64).112–118

Файл статьи: 
Страницы: 
112
118
Аннотация: 

На Российских железных дорогах успешно введена в действие комплексная система пространственных данных, включающая в себя цифровые модели железнодорожных путей. При внедрении этой системы на железнодорожном транспорте одной из главных задач стало установление единого пространственно-временного пространства для геодезических построений с определением на всей территории России. Однако производство геодезических работ по созданию и дальнейшей эксплуатации комплексной системы пространственных данных не предусматривает включение геодинамических явлений. В случае пересечения территорий с различной геодинамической активностью железнодорожный путь будет претерпевать пространственные изменения с течением времени. Соответственно, цифровая модель такого железнодорожного пути в определенный момент перестанет удовлетворять точности построения. Предложена методика выявления геодинамических полигонов из условий обеспечения стабильности цифровых моделей путей. Разработана усовершенствованная технология геодезических работ с учетом геодинамических явлений при создании и эксплуатации цифровых моделей железнодорожных путей. Алгоритм апробирован на конкретном участке железнодорожного пути. В результате применения алгоритма среднее пространственное положение оси пути снижено на 4,1 %. Выявлен и исследован геодинамический полигон с перспективой создания цифровой модели железнодорожных путей. В результате геодинамических явлений при выполнении геодезических работ по существующей технологии в плане и в профиле средняя квадратическая ошибка между соседними геодезическими пунктами, созданными для обеспечения комплексной системы пространственных данных, превысит допустимую по истечении 4,5 лет.

Список цитируемой литературы: 
  1. О создании комплексной системы пространственных данных инфраструктуры железнодорожного транспорта ОАО «РЖД» : утв. 03.12.2010 № 2511р. М., 2010. 33 с.
  2. Создание и эксплуатация высокоточной координатной системы ОАО «РЖД» от 11.03.2008 №ЦПТ-46/15. М., 2008. 49 с.
  3.  СТО ОАО «РЖД» «Комплексная система пространственных данных инфраструктуры железнодорожного транспорта. Требования к цифровой модели пути» : утв. ОАО «РЖД» от 11.11.2015 №1549/р. М., 2015. 63 с.
  4. Кузьмин Ю.О. Современные суперинтенсивные деформации земной поверхности в зонах платформенных разломов // Геологическое изучение и использование недр. 1996. Вып. 4. С. 43–53.
  5. Кузьмин Ю.О. Современная геодинамика и оценка геодинамического риска при недропользовании. М. : Агентство Экономических Новостей, 1999. 220 с.
  6. Кузьмин Ю.О. Геодинамический риск объектов нефтегазового комплекса // Российская Газовая Энциклопедия. М. : Большая Рос. Энцикл., 2004. С. 121–124.
  7. Лёгкий В.В. Критерии пространственных ошибок при создании и эксплуатации цифровых моделей железнодорожных путей // Современное состояние, проблемы и перспективы развития отраслевой науки : материалы Всерос. науч. конф. с междунар. участ. М. : Перо, 2016. 543 с.
  8. Технологическая инструкция по проведению инженерно-геодезических работ по созданию цифровых моделей пути и путевого развития железнодорожных станций : утв. ОАО «РЖД» № 372р от 13.02.15. М., 2015. 51 с.
  9. Лёгкий В.В. Критерии учёта подвижек земной коры при создании и эксплуатации цифровых моделей железнодорожных путей // Качество. Инновации. Образование. 2017. № 12 (151). С. 46–51.
  10.  Лёгкий В.В. Обеспечение стабильности цифровых моделей железнодорожных путей // Качество. Инновации. Образование. 2018. № 3(154). С. 63–65.
  11.  Лёгкий В.В. Создание геодинамической цифровой модели пути // Путь и путевое хозйство. 2019. № 10. С. 35–37.
  12.  О внедрении в ОАО «РЖД» инновационных методов инженерных изысканий и мониторинга инфраструктуры железнодорожного транспорта : утв. ОАО «РЖД» от 15.07.2009 №ЦПТ-1493/р. М., 2009. 31 с.
  13.  О некоторых мерах по организации работ, связанных с созданием высокоточной координатной системы ОАО «РЖД» : утв. ОАО «РЖД» от 20.04.2012 №802/р. М., 2012. 22 с.
  14.  ГОСТ 32453-2013. Глобальная навигационная спутниковая система. Системы координат. Методы преобразований координат определяемых точек. Введ. 2018–07–01. М. : Стандартинформ. 2014. 19 с.
  15.  СП 47.13330.2012 Инженерные изыскания для строительства. Основные положения (Актуализированная редакция СНиП 11-02-96). Введ. 2017–07–01.
  16.  СП 233.1326000.2015. Инфраструктура железнодорожного транспорта. Высокоточная координатная система. Введ. 2015–07–01. М. : Стандартинформ, 2015. 79 с.
  17.  Куприянов А.О.  Цифровое моделирование железнодорожного пути // Образовательные ресурсы и технологии. 2015. № 3. С. 104–114.
  18. Гулин В.Н. Обеспечение единого координатного пространства: привязка к государственной системе высот // САПР и ГИС автомобильных дорог. 2015. № 2. С. 48–53.