Оценка характеристик собственных колебаний железнодорожного пути под подвижным составом

Дата поступления: 
23.01.2020
Библиографическое описание статьи: 

Селедцов К.П. Оценка характеристик собственных колебаний железнодорожного пути под подвижным составом / К.П. Селедцов, Г.Г. Грузин, О.В. Мельниченко, А.Ю. Портной, А.О. Линьков // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. – 2020. – Т. 66 № 2. – С. 128–136. – DOI: 10.26731/1813-9108.2020.2(66).128-136

Рубрика: 
Год: 
2020
Номер журнала (Том): 
УДК: 
625.11
DOI: 

10.26731/1813-9108.2020.2(66).128-136

Файл статьи: 
Страницы: 
128
136
Аннотация: 

Статья посвящена исследованию параметров вибрации рельсового пути под элементами подвижного состава. Одной из проблем рельсового пути является его расширение и сжатие, вызываемое изменением температуры рельса, стыковыми сопротивлениями, погонными сопротивлениями и температурными перемещениями его сечения, что приводит к созданию дополнительных напряжений в рельсах. Значимость проблемы существенно возросла при переходе от рельсов длиной 25 м к бесстыковым сварным рельсам длиной до 800 м. При этом в настоящее время отсутствуют способы замера растягивающих усилий рельсового пути, результаты которых являлись бы наиболее достоверными и имели малую восприимчивость к влиянию внешних факторов. В статье рассматривается задача определения внутренних напряжений рельсового пути с использованием расчетного и экспериментального подходов, анализируется метод измерения напряжений растяжения и сжатия рельса путем использования способа исследования изменений резонансных частот. В результате изготовлено полноразмерное устройство, позволяющее создавать колебания в рельсовой плети, снимать амплитудно-частотную характеристику этих колебаний и по ней определять резонансные частоты, на основании которых можно сделать вывод о силах растяжения или сжатия, действующих внутри рельса. Приведены результаты исследования амплитуды вибрации, возникающей на рельсах полноразмерного макета железнодорожного пути, при сжимающих и растягивающих усилиях (на математической модели) и при их отсутствии (на математической и физической моделях).

Список цитируемой литературы: 
  1. Стратегия научно-технологического развития холдинга «Российские железные дороги» на период до 2020 года и на перспективу до 2025 года. «Белая книга» / ОАО «РЖД». – М., 2015. – 63 с. Режим доступа: http://www.rzd-expo.ru/innovation/BelKniga_2015.pdf, свободный. (Дата обращения: 01.05.2019).
  2. Черняк, А. Ю., Гриндей, Е. О. Проблема износа трибосистемы «колесо – рельс» // Вісник Хмельницького національного університету. – № 6. – 2014 (219). – С. 53 – 58.
  3. Самме, Г. В. Фрикционное взаимодействие колесных пар локомотива с рельсами. Теория и практика сцепления локомотива: Монография / УМЦ ЖДТ. – М., 2014. – 104 с.
  4. Крейнис З. Л., Селезнева Н. Е. Бесстыковой путь. М.: Маршрут, 2005, 84 с.
  5. Обобщение передового опыта тяжеловесного движения: вопросы взаимодействия колеса и рельса: Пер. с англ. / У. Дж. Харрис, С. М. Захаров и др. М.: Интекст, 2002. – 408 с.
  6. Карпов И.Г. Обеспечение устойчивости бесстыкового пути в сложных условиях эксплуатации. Дис. … канд. тех. наук. Хабаровск, ДВГУПС, 2012. – 207 с.
  7. Лысюк B. C. Управление надежностью бесстыкового пути, М.: Транспорт, 1999. – 373 с.
  8. Мищенко К. Н. Устойчивость непрерывного пути под влиянием температурных воздействий. Железнодорожный путь, № 2, 1932 г.
  9. Новакович В. И. Продольные силы в бесстыковом пути при учете фактора времени. Вестник    ВНИИЖТа, № 1, 1972.
  10. Hengstrum van L. A. Finite Element Analysis of Track Stability // Rail Engeneering International. 1987.    № 4 P. 19-20.
  11. Бромберг Е.М. Бесстыковой путь. Труды ВНИИЖТа. – М. : Трансжелдориздат, 1962. – 215 с.
  12. Аккерман Г.Л., Скутина М.А. Контроль температурно-напряженного состояния рельсовых плетей, выброса, разрыва и угона железнодорожного бесстыкового пути при помощи бализы // Вестник Уральского государственного университета путей сообщения. 2017. № 1 (33). С. 28–34.
  13. Клименко Л.В. Бесстыковой путь: прогрессивная конструкция железнодорожного пути // Мир транспорта, № 1, 2004. – С. 88–93.
  14. Савин А. В. Напряженное состояние рельсовой плети и методы его определения. Дис. … канд. тех. наук .Москва, 2002. – 160 c.
  15. Пат. № 2487325, Российская Федерация, МПК: G01L1/00. Способ измерения растягивающих усилий, действующих на рельс, и устройство для его реализации / А. Ю. Портной, О. В. Мельниченко, С. Г. Шрамко; заявитель и патентообладатель ИрГУПС. Заявл. 26. 05.2010; опубл. 10.07.2013.
  16. Мельниченко О. В., Портной А. Ю., Агафонов В. М., Линьков А. О., Шрамко С. Г., Яговкин Д. А., Устинов Р. И. Оценка сходимости характеристик разработанных моделей рельсового пути для исследования нового способа определения растягивающих усилий // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2018. Т. 22. No 2. С. 215–227.
  17. Руководство пользователя по MSC/Patran [Электронный ресурс] / DOCPLAYER URL: https://docplayer.ru/85272222-Rukovodstvo-polzovatelya-po-msc-patran.html (дата обращения: 24.10.2019).
  18. Msc/nastran for Windows. Краткий справочник пользователя. The MacNeal Schwendler Corporation [Электронный ресурс] / StudFiles URL: https://studfiles.net/preview/2787749 (дата обращения: 08.03.2019).