Комплексное решение проблемы развития технического оснащения инфраструктуры магистрального транспорта

Дата поступления: 
20.01.2020
Библиографическое описание статьи: 

Залогова О. И. Комплексное решение проблемы развития технического оснащения инфраструктуры магистрального транспорта // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. – 2020. – Т. 66 № 2. – С. 68–76. – DOI: 10.26731/1813-9108.2020.2(66).68-76

Рубрика: 
Год: 
2020
Номер журнала (Том): 
УДК: 
656.212
DOI: 

10.26731/1813-9108.2020.2(66).68-76

Файл статьи: 
Страницы: 
68
76
Аннотация: 

В статье описываются результаты изучения проблемы повышения пропускной и провозной способности линии в связи с планируемым повышением объемов перевозок грузов на железнодорожном транспорте. Массовые виды грузов, следующие на дальние расстояния и имеющие экспортную ориентацию, составляют значительную долю от общего объема грузооборота. За счет этих перевозок возрастают требования к развитию сети. В связи с этим в работе выполнена оценка объемов погрузки и произведен сравнительный анализ показателей, влияющих на степень загрузки инфраструктуры. Сделан вывод, что обеспечение надежной доставки грузов при увеличении объемов перевозок может привести к ряду проблем. Для их решения рассмотрены методики выбора оптимальной схемы развития линии и методы расчета пропускной способности, обоснован выбор критериев расчета, рассмотрены условия и способы модернизации технического оснащения линий. Исследование проведено с применением методов системного анализа. В работе изучен зарубежный опыт, который показывает, что проблеме развития технического оснащения сети железных дорог уделяется большое внимание и в других странах. Основными направлениями в этой области являются: развитие инфраструктуры, внедрение новых средств автоматики и связи, а также разработка эффективных систем управления поездом. С целью выявления оптимальной последовательности мероприятий по повышению пропускной способности однопутного участка были определены начальные параметры технического состояния линии, выявлены лимитирующие элементы с учетом проводимой в настоящий момент модернизации. Исходя из полученных в ходе исследования результатов, сделан вывод о том, что основные проблемы связаны с перегонами, где производится подталкивание и имеются тоннели. Для оценки наличной пропускной способности использовались аналитические зависимости, так как применение других методов значительно усложняет этот процесс. Для этого были проанализированы условия модернизации и рассмотрены мероприятия для повышения пропускной способности в зависимости от планируемых объемов перевозок и технического срока реконструкции линии. Выбраны рекомендуемые схемы поэтапного совершенствования технического оснащения и представлен подход решения проблемы развития и использования инфраструктуры.

Список цитируемой литературы: 
  1. Грузовые перевозки в России: обзор текущей статистики // Бюл. о текущих тенденциях российской экономики. 2019. № 53 URL: https://ac.gov.ru/archive/files/publication/a/24196.pdf (дата обращения 12.06.2020).
  2. Weidmann Ulrich Долгосрочные перспективы развития железнодорожного транспорта до 2053 г. Innovation fur die Bahn der Zukunft – Ein Essay uber den Weg zur Bahn 2053. ETR // Eisenbahntechn. Rdsch. 2013. №. 10. P. 60–63.
  3. Technikzoo in deutschen Stellwerken. VDI-Nachr. 2014. №. 12. P. 31–32. URL: http://library.pgups.ru /jirbis2/images/ capacity.pdf (дата обращения 12.05.2020).
  4. Analysis on line capacity usage for China high speed railway with optimization approach // Transp. Res. A. 2015. № 77. Р. 336–349. URL: http://library.pgups.ru/jirbis2/images/capacity.pdf. (дата обращения 12.06.2020).
  5. РЖД в цифрах ОАО «РЖД» // www.rzd.ru : сайт. URL: https://www.rzd.ru/static/public/ru?STRUCTURE_ID=5232 (дата обращения 20.05.2020).
  6. Долгосрочная программа развития открытого акционерного общества «Российские железные дороги» до 2025 года : утв. распоряжением Правительства Рос. Федерации от 19 марта 2019 г. № 466-р. URL: http://www.consultant.ru/ document/ cons_doc_LAW_320741/ (дата обращения 03.06.2020).
  7. Обзор отрасли грузоперевозок в России 2019 год. URL: https://www.ey.com/Publication/vwLUAssets/ey-transportation-services-201...$FILE/ey-transportation-services-2019-rus.pdf (дата обращения 03.06.2020).
  8. Браништов С.А., Ширванян А.М., Тумченок Д.А. Методы оценки пропускной способности железных дорог. Ч. 2: Параметрические модели, оптимизация, моделирование // Информационно-управляющие системы. 2014. № 6. С. 68–74.
  9. Козлов И.Т. Пропускная способность транспортных систем. М. : Транспорт, 1985. 214 с.
  10. Браништов С.А., Ширванян А.М., Тумченок Д.А. Методы оценки пропускной способности железных дорог. Ч. 1: Аналитические методы оценки и анализа использования // Информационно-управляющие системы. 2014. № 5. С. 51–57.
  11. Khadem Sameni, M. Railway Track Capacity // Measuring and Managing. Southampton, England : University of Southampton, Faculty of Engineering and the Environment, 2012. URL: http://orbit.dtu.dk/files/52586686/Railway _Track_Capacity _Final_Thesis.pdf. (дата обращения 18.06.2020).
  12. Инструкция по расчету наличной пропускной способности железных дорог ОАО «РЖД» : утв.10.11.2010 г. № 128. М. : Техинформ, 2011. 289 с.
  13. Распоряжение о внесении изменений в Инструкцию по расчету наличной пропускной способности железных дорог № 114/р от 24.01. 2019 г.
  14. Буракова А.В., Иванкова Л.Н. Комплексная реконструкция однопутных линий в связи с увеличением объема перевозок // Наука и техника транспорта. 2017. № 4. С. 11–14.
  15. Гозбенко В.Е. Методы прогнозирования и оптимизации транспортной сети с учетом мощности пассажиро и грузопотоков / В.Е. Гозбенко, А.Н. Иванков, М.Н. Колесник и др. Деп. 17.04.2008, № 330-В2008
  16. Гильманов А.И., Залогова О.И. Увеличение пропускной способности линии за счет обращения тяжеловесных поездов // Молодая наука Сибири : электрон. науч. журн. 2018. № 1. URL: http://mnv.irgups.ru/uvelichenie-propusknoy-sposobnosti-linii-za-schet-obrashcheniya-tyazhelovesnyh-poezdov (дата обращения 12.06.2020).
  17. Оптимизация системы тягового электроснабжения тяжеловесного движения на основных направлениях. URL: www.zeldortransjornal.ru /publik/explotacion/train/november-05-10.htm (дата обращения 12.05.2020).
  18. Carey M. Extending a train pathing model from one-way to two-way track // Transportation Research Part В. 1994. №. 28. P. 395–400.
  19. Макарочкин А.М. Дьяков Ю.В. Использование и развитие пропускной способности железных дорог. М. : Транспорт, 1981. 287 с.
  20. Венцель Е.С. Исследование операций: задачи, принципы, методология. М. : Наука, 1988. 208 с.
  21. Батурин А. П. Теория выбора оптимального развития технического оснащения сети железных дорог : дис. … д-ра. техн. наук. М., 2000. 336 с
  22. Кокорева М., Бурмистрова С. Восточный полигон получил зеленый свет // РБК : сайт. URL: ://www.rbc.ru/newspaper/2020/02/10/5e3d83999a794763c6d0d675 (дата обращения 12.06.2020).
  23. Пехтерев Ф.С., Скляднева Н.С. Перспективная грузовая база Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей // Экономика железных дорог. 2014. № 5. С. 28–34.
  24. Каталог подстанций России // Energybase.ru : сайт. URL: https://energybase.ru/substation/PS_500_kV_Ust-Kut. (дата обращения 20.05.2020).
  25. Гозбенко В.Е., Крипак М.Н., Иванков А.Н. Совершенствование транспортно-экспедиционного обслуживания грузовладельцев. Иркутск : Изд-во ИрГУПС, 2011. 176 с.