В. А. Ксенофонтова Определение точности методики расчета скорости перед столкновением транспортного средства по остаточным деформациям в результате дорожно-транспортного происшествия / В. А. Ксенофонтова, Л. А. Кияшко, П. К. Сопин // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. – 2020. – № 3(67). – С. 59–70. – DOI: 10.26731/1813-9108.2020.3(67).59-70
10.26731/1813-9108.2020.3(67).59-70
При расследовании обстоятельств дорожно-транспортных происшествий для выяснения механизма столкновения важно точно определить скорости, с которыми двигались транспортные средства. Работа посвящена оценке точности методики определения скорости транспортного средства перед наступлением дорожно-транспортного происшествия по возникшим остаточным деформациям элементов конструкции автомобилей. Для определения точности методики проводилось натурное экспериментальное исследование остаточных деформаций. Основой методики эксперимента является принцип подобия Кирпичева – Барба – Кика. Описан порядок проведения эксперимента, применяемая установка и исследуемые образцы, включающие как масштабные модели, так и реальные элементы конструкции автомобиля. Экспериментальная установка позволяет с управляемой энергией удара деформировать различные образцы, а затем по измеренным деформациям произвести определение эквивалентной энергии методом смещенного объема. Приведены полученные экспериментальные данные в виде массивов координат деформированных узлов масштабных моделей. Отражены результаты теоретического определения энергии удара, затраченной на деформацию образцов. Проводились эксперименты и для реальных элементов конструкции автомобилей. Количество поглощенной энергии определялось методом смещенного объема. Для определения зоны распространения пластической деформации был произведен металлографический анализ структуры зоны деформации. Проведенный анализ экспериментальных и расчетных значений определения энергии деформации образцов показал, что метод определения поглощенной энергии дает погрешность не более 14 %, при этом повышение точности измерений деформированного объекта позволяет повысить точность результата. Сделан вывод, что методика расчета скорости перед дорожно-транспортным происшествием по остаточным деформациям транспортного средства имеет высокую точность и представляет собой инструментальную базу для объективного исследования механизма дорожно-транспортного происшествия.
- Совершенствование методов автотехнической экспертизы при дорожно-транспортных происшествиях : монография / В.П. Волков, В.А. Ксенофонтова, В.Н. Торлин и др. Харьков : Изд-во ХНАДУ, 2010. 476 с.
- Повышение точности определения скорости при столкновении двух автомобилей / Е.В. Яковенко, А.В. Бабкин, А.А. Ветрогон // Вiсник СевНТУ. 2013. № 142. С. 206–210.
- Аблаев А.Р. Критерии эффективности оборудования (элементов систем) // Фундаментальные и прикладные проблемы техники и технологии. 2019. № 4–1(336). С. 59–65.
- Гольчевский В.Ф., Жигалов Н.Ю., Гольчевская Н.Ю. Экспертное исследование прочностных свойств кузовов транспортных средств, подвергшихся конструктивным изменениям : монография. Иркутск : ВСИ МВД РФ, 2015. С. 56–69.
- Оптимизация прочности каркаса салона автомобиля при фронтальном ударе с использованием программного обеспечения решения задач линейной статики / А.Р. Кирсанов, С.К. Хализов, С.А Курдюк и др. // Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. Приборостроение. Конструирование и технология. М. : МГТУ, 2005. № 3. С. 119–126.
- Sun Liqing, Lin Yi, Sun Fengchun Simulation of restraint system performance upon the occupant`s response during impact // J. Beijing Inst. Technol. 1999. Vol. 8. №. 2. Pр. 207–213.
- Bruce F. McNally, Wade Bartlett. 20th Annual Special Problems in Traffic Crash Reconstruction at the Institute of Police Technology and Management. Jacksonville, Florida : University of North Florida, 2002.
- Hiemer M., Barrho J. Observer design for road gradient estimation // Reports in Industrial Information Technology. 2004. Vol. 7. Pp. 23–30.
- Cliff W., Moser A. Reconstruction of Twenty Staged Collisions with PC–Crash’s Optimizer. 2001. SAE 2001–01–0507.
- Becker T., Reade M., Scurlock B. Simulations of Pedestrian Impact Collisions with Virtual CRASH 3 // Accident Reconstruction Journal. 2016. Vol. 26. №. 2. URL: http://arxiv.org/abs/1512.00790.
- Nurkhaliesa Balqis Hamzah, Halim Setan, Zulkepli Majid. Reconstruction of traffic accident scene using close–range photogrammetry technique // Geoinformation Science Journal. 2010. Vol. 10. No. 1. Pp. 17–37.
- Седов Л.И. Методы подобия и размерности в механике. М. : Наука, 1987. 430 с.
- Ксенофонтова В.А., Бабкин А.В., Торлин В.Н. Исследование процесса деформации кузова легкового автомобиля при наезде на неподвижное препятствие // Автомобильный транспорт : сб. науч. тр. Харьков : РИО ХГАДТУ, 2001. № 7–8. С. 36–38.
- Сторожев М.В., Попов Е.А. Теория обработки металлов давлением. М. : Машиностроение, 1977. 423 с.
- Полухин П.И., Гун Г.Я., Галкин А.М. Сопротивление пластической деформации металлов и сплавов. М. : Металлургия, 1976. 488 с.
- Тимошенко С.П., Гудьер Дж. Теория упругости : пер. с англ. М. : Наука, 1979. 325 с.
- Ксенофонтова В.А. Разработка метода определения скорости транспортного средства до столкновения в результате ДТП : дис. … канд. техн. наук. Харьков, 2003. 226 с.