О способах компенсации влияния обратного тягового тока в устройствах железнодорожной автоматики

Дата поступления: 
11.10.2019
Библиографическое описание статьи: 

Пультяков А.В. О способах компенсации влияния обратного тягового тока в устройствах железнодорожной автоматики / А.В. Пультяков, К.В. Менакер, М.В. Востриков // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. – 2020. –№ 4 (68). – С. 134–141. – DOI: 10.26731/1813-9108.2020.4(68).134-141

Рубрика: 
Год: 
2020
Номер журнала (Том): 
УДК: 
656.259
DOI: 

10.26731/1813-9108.2020.4(68).134-141

Файл статьи: 
Страницы: 
134
141
Аннотация: 

В статье рассматриваются вопросы компенсации негативного влияния обратного тягового тока на работу устройств железнодорожной автоматики, в частности на работу электрических рельсовых цепей и автоматической локомотивной сигнализации. Выясняются причины появления асимметрии обратного тягового тока в рельсовых нитях, анализируются последствия ее влияния на работу устройств автоматики и исследуются пути решения указанной проблемы. Один из вариантов решения проблемы – доработка и модернизация приемных локомотивных устройств с целью обеспечения компенсации помех и улучшения качества фильтрации сигналов на входе приемной локомотивной аппаратуры. При наличии асимметрии обратного тягового тока в рельсовых нитях суммарный магнитный поток в сердечнике путевого дроссель-трансформатора является отличным от нуля, в результате чего индуцируется напряжение составляющей обратного тягового тока во вторичной сигнальной обмотке, оказывающее негативное воздействие на работу рельсовой цепи. Поэтому другим, относительно простым и легче реализуемым способом решения указанной проблемы является компенсация помех непосредственно за счет изменения и улучшения конструкции путевых дроссель-трансформаторов, эксплуатируемых в настоящее время и вновь разрабатываемых. На основе проведенных исследований и с учетом анализа достоинств и недостатков существующих решений в этой области авторами предложено устройство, предназначенное для компенсации магнитного потока путевого дроссель-трансформатора, возникающего при асимметрии обратного тягового тока, которое позволяет свести к нулю суммарный магнитный поток. Предложенный способ защищен патентом Российской Федерации на изобретение.

Список цитируемой литературы: 
  1. Рельсовые цепи магистральных железных дорог : справочник. / В.С. Аркатов, Ю.В. Аркатов, С.В. Казеев и др. 3-е изд., перераб. и доп. М. : Миссия-М, 2006. 496 с.
  2. Автоматическая локомотивная сигнализация и авторегулировка / А.М. Брылеев, О. Поупе, В.С. Дмитриев и др. М. : Транспорт, 1981. 320 с.
  3. Шаманов В.И. Помехи на аппаратуру рельсовых цепей и автоматической локомотивной сигнализации. Средства защиты. М. : УМЦ по образованию на ж.-д. трансп, 2018. 304 с.
  4. Влияние тяжеловесных поездов на рельсовые цепи и АЛСН / И.Н. Шевердин, В.И. Шаманов, Ю.А. Трофимов и др. // Автоматика, связь, информатика. 2006. № 10. С. 16–19.
  5. Шаманов В.И. Влияние условий эксплуатации на устойчивость работы АЛСН / В.И. Шаманов, А.В. Пультяков, Ю.А. Трофимов // Железнодорожный транспорт. 2009. № 5. С. 46–50.
  6. Ogunsola A., Mariscotti A. Electromagnetic. Compatibility in Railways: Analysis and Management. Berlin : Springer, 2013. 600 p.
  7. Дмитренко И.Е., Алексеев В.М. Влияние тягового тока на работу рельсовых цепей // Автоматика, телемеханика и связь. 1986. № 10. C. 10–12.
  8. Урцева В.С., Стадухина Н.В., Менакер К.В. Влияние асимметрии обратного тягового тока на работу рельсовых цепей // Современные проблемы транспортного комплекса России. 2011. Т. 1. № 1. С. 188–197.
  9. Засов В.А. Компенсация помех в приёмниках сигналов автоматической локомотивной сигнализации // Автоматика на транспорте. 2019. № 1. С. 32–44. 
  10. Скоробогатов М.Э. Узкополосный цифровой фильтр для выделения сигналов АЛСН в условиях действия интенсивных помех // Транспорт Урала. 2019. № 4 (63). С. 20–27.
  11. Однополосный цифровой фильтр для автоматической локомотивной сигнализации : пат. 2727077 Рос. Федерация : МПК7 B61L 25/06 / М.Э. Скоробогатов, А.В. Пультяков, В.В. Демьянов ; заявитель и патентообладатель ИрГУПС. № 2019114631 ; заявл. 13.05.2020 ; опубл. 17.07.2020, Бюл. № 20.
  12. Устройство повышения электромагнитной совместимости автоматической локомотивной сигнализации с обратной тяговой сетью : пат. 2533942 Рос. Федерация : МПК7 B61L 25/06 / А.В. Пультяков, Ю.А. Трофимов ; заявитель и патентообладатель ИрГУПС. № 2013109329/11 ; заявл. 01.03.2013 ; опубл. 27.11.2014, Бюл. № 33.
  13. Приёмное устройство для автоматической локомотивной сигнализации : пат. 59010 Рос. Федерация : МПК7 B61L 25/06 / В.И. Шаманов, А.В. Пультяков, Ю.А. Трофимов ; заявитель и патентообладатель ИрГУПС. № 2006124216/22 ; заявл. 05.07.2006 ; опубл. 10.12.2006, Бюл. № 14.
  14. Дроссель-трансформатор : пат. 116111 Рос. Федерация : МПК7 B61L 1/08 / Х.Г. Офенгейм, Д.Х. Офенгейм, В.Б. Мехов, и др. ; заявитель и патентообладатель Х.Г. Офенгейм, Д.Х. Офенгейм. № 2012100056/11 ; заявл. 10.01.2012 ; опубл. 20.05.2012, Бюл. № 14.
  15. Сдвоенный дроссель-трансформатор : пат. 2616221 Рос. Федерация : МПК7 B61L 1/08; B61L 23/16 / С.А. Лунев, А.Г. Ходкевич, С.С. Сероштанов, В.В. Дремин ; заявитель и патентообладатель ОмГУПС. № 2015148903 ; заявл. 13.11.2015 ; опубл. 13.04.2017, Бюл. № 11.
  16. Устройство для размагничивания рельсового дроссель-трансформатора : пат. 131898 Рос. Федерация : МПК7 Н01F 13/00 / Е.Ю. Шевцова ; заявитель и патентообладатель Е.Ю. Шевцова. № 2013111439/07 ; заявл. 14.03.2013 ; опубл. 27.08.2013, Бюл. № 24.
  17. Компенсирующий рельсовый дроссель-трансформатор : пат. 137247 Рос. Федерация : МПК7 B61L 1/00 / З.В. Абусеридзе; заявитель и патентообладатель ЗАО «СОКБ «Вектор». № 2013133069/11 ; заявл. 17.07.2013 ; опубл. 10.02.2010, Бюл. № 4.
  18. Путевой дроссель-трансформатор с компенсирующим устройством магнитного потока сердечника : пат. 2731298 Рос. Федерация : МПК7 B61L 23/16 / К.В. Менакер, А.В. Пультяков, Е.М. Бушуев и др. ; заявитель и патентообладатель ИрГУПС. № 2019139492; заявл. 03.12.2019; опубл. 01.09.2020, Бюл. № 25.