Анализ несимметрии токов и напряжений в обмотках статора асинхронных двигателей привода вспомогательных машин

Дата поступления: 
17.09.2020
Библиографическое описание статьи: 

Немыкина В. В. Анализ несимметрии токов и напряжений в обмотках статора асинхронных двигателей привода вспомогательных машин / В. В. Немыкина, Н. Л. Рябчёнок, Т. Л. Алексеева, Л. А. Астраханцев // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. – 2020. –№ 4 (68). – С. 85–92. – DOI: 10.26731/1813-9108.2020.4(68).85-92

Рубрика: 
Год: 
2020
Номер журнала (Том): 
УДК: 
621.331:621.336
DOI: 

10.26731/1813-9108.2020.4(68).85-92

Файл статьи: 
Страницы: 
85
92
Аннотация: 

На отечественных электровозах формирование трехфазного напряжения, необходимого для работы асинхронных двигателей вспомогательных машин, выполняется с помощью симметрирующих конденсаторов и резисторов системы преобразования числа фаз. Выполненное в работе исследование системы преобразования числа фаз, применяемой на электровозе в настоящее время, создает несимметричное напряжение и токи в обмотках статора трехфазных асинхронных электродвигателей. Наличие угловой и амплитудной несимметрии токов и напряжений при преобразовании однофазного напряжения в трехфазное приводит к отказам асинхронных двигателей и недопустимому нагреву обмоток повышенными токами. Исследование несимметрии напряжений и токов в обмотках статора электродвигателя выполнено при помощи метода симметричных составляющих с использованием прямой и обратной последовательностей. Для каждой из систем последовательностей напряжений и токов электромагнитные процессы в фазах подобны, что позволяет воспользоваться однолинейными схемами для каждой последовательности и выполнять расчеты для одной фазы. Реализация метода симметричных составляющих выполнена с применением математической программы «Matlab» в среде Simulink. Расчеты симметричных составляющих выполняются с использованием комплексов действующих линейных напряжений на выходе системы преобразования числа фаз. Результатами расчета по этому методу являются коэффициенты несимметрии по прямой и обратной последовательности, которые позволяют оценить разницу между фактическими значениями коэффициентов несимметрии по прямой и обратной последовательности и максимально допустимыми для нормальной работы электродвигателей значениями коэффициентов несимметрии. Исследование работы электропривода и расчеты производились при различных допустимых напряжениях контактной сети. Определен благоприятный режим работы асинхронного электродвигателя, работающего при помощи штатной системы преобразования числа фаз при номинальном напряжении на токоприемнике электровоза.

Список цитируемой литературы: 
  1. Электровоз магистральный 2ЭС5К (3ЭС5К): Руководство по эксплуатации / Новочеркасск: Новочеркасский электровозостроительный завод, 2007. Т. 1. 635 с.; Т. 2. 640 с.
  2. Некрасов О.А. Вспомогательные машины электровозов переменного тока / О.А. Некрасов, А.М. Рутштейн. М.: Транспорт, 1988. 223 с.
  3. Сайт ООО «Электро СИ». URL: http://electro-si.ru/o-kompanii.html.
  4. Демирчан К.С. Теоретические основы электротехники / К.С. Демирчан, Л.Р. Нейман, Н.В. Коровкин. СПб.: Питер, 2009. Т. 2. 431 с.
  5. Jenella S., Radj Kumar V. Power Electronics and Renewable Energy Systems, Proceedings of ICPERES, 2014. Рp. 225–236.
  6. Маевский О.А. Энергетические характеристики вентильных преобразователей. М.: Энергия, 1978. 320 с.
  7. Рябченок Н.Л., Алексеева Т.Л., Михальчук Н.Л. и др. Электронные преобразователи // Железнодорожный транспорт, 2008. № 10. С. 54−55.
  8. Астраханцев Л.А., Асташков Н.П. Обоснование метода построения автоматизированной системы управления производительностью мотор-вентиляторов на электровозах // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2012. № 3 (62). С. 90–95.
  9. Зиновьев Г.С. Прямые методы расчета энергетических показателей вентильных преобразователей. Новосибирск: Изд-во Новосибирского государственного университета, 1990. 219 с.
  10. Рябченок Н.Л., Астраханцев Л.А., Алексеева Т.Л. Математическое обоснование энергетических характеристик с полупроводниковыми преобразователями // Транспортная инфраструктура Сибирского региона. Иркутск: ИрГУПС, 2011. Т. 2. С. 307–312.
  11. Prasuna P.V., Rama Rao J.V.G., Lakshmi Ch.M. International Journal of Engineering Research and Applications (IJERA), 2013. Vol. 2 (4). Pp. 2368–3376.
  12. Mohanraj K., Lanya Bersis C., Sekhar S. Power Electronics and Renewable Energy Systems, Proceedings of ICPERES, 2014. Pp. 29–38.
  13. Бурков А.Т. Электроника и преобразовательная техника: Т. 2. М.: УМЦ ЖДТ, 2015. 307 с. [Электронный ресурс]. URL: http://e.lanbook.com/book/59179.
  14. Литовченко В.В. 4qS – четырехквадрантный преобразователь электровозов переменного тока // Изв. ВУЗов. Электромеханика. 2000. № 3. С. 64–73.
  15. Бессонов Л.А. Теоретические основы электротехники. Электрические цепи. 1996. 638 с.
  16. ГОСТ 32144-2013.Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения. М. : Изд-во стандартов, 2014. 15 с.
  17. Патент на изобретение № 2377631. Российская Федерация. Способ регулирования мощности и устройство трехфазного инвертора / Т.Л. Алексеева, Л.А. Астраханцев, В.А. Тихомиров, К.П. Рябченок. Официальный бюллетень «Изобретения. Полезные модели», 2009, № 36. Заявка № 2008103616/09 от 21.04.2008.
  18. Теоретические основы электротехники / под ред. П.А. Ионкина. М. : Высшая школа, 1976. Т. 1. 544 с.
  19. Функциональная схема системы автоматического управления мотор-вентиляторами электровоза на выбеге и остановках на промежуточных станциях / Н.П. Асташков, В.А. Тихомиров, С.П. Асташков // Транспортная инфраструктура Сибирского региона. 2016. Т. 2. С. 354–357.