МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В УПРАВЛЕНИИ АССОРТИМЕНТОМ И ТОВАРНЫМИ ЗАПАСАМИ

Дата поступления: 
27.02.2017
Год: 
2017
Номер журнала (Том): 
УДК: 
007, 519.8
Файл статьи: 
Страницы: 
126
132
Аннотация: 

Предложена многоэтапная процедура выработки решений по управлению ассортиментом и запасами в условиях неопределенности. В связи с неопределенностью и отсутствием достоверной информации о характеристиках спроса практическое решение задачи управления запасами опирается на многоэтапную процедуру. На первом этапе ищется ассортимент товаров и уровень их объемов, доставляющих максимум прибыли торгового предприятия. На втором этапе, с учетом найденного ассортимента товаров и их объемов, определяется оптимальная стратегия пополнения запасов на горизонте управления, позволяющая снизить издержки торговой организации. Показано, что многие ситуации управления товарными запасами можно рассматривать как задачи массового обслуживания. Разработана математическая модель пополнения запасов партиями на основе теории массового обслуживания, в которой приходится иметь дело с групповыми поставками. Приведены основные характеристики системы массового обслуживания восполнения запасов. Важнейшей особенностью приведенных моделей является возможность получения оптимальных параметров стратегии управления запасами при известном математическом ожидании спроса на товар. Задача управления ассортиментом и запасами имеет высокую размерность, в качестве инструмента снижения размерности и повышении качества управления был предложен ABC-анализ. Для реализации анализа используется дифференциальный метод. Эффективность системы управления в значительной степени зависит от способности дать с приемлемой точностью прогноз спроса на товары. Предложены математические модели прогнозирования спроса на основе анализа временных рядов.

Список цитируемой литературы: 
  1. Айвазян С.А., Мхитарян В.С. Прикладная статистика и основы эконометрики. М. : ЮНИТИ, 1998. 1022 с.
  2. Букан Д., Кенигберг Э. Научное управление запасами. М. : Наука, 1967. 423 с.
  3. Вентцель Е.С. Исследование операций. М. : Советское радио, 1972. 552 с.
  4. Истомина А.А., Бадеников В.Я., Истомин А.Л. Анализ и прогнозирование продаж лекарственных средств в аптечных организациях // Математические методы в технике и технологиях : сб. трудов XXIX Междунар. науч. конф. ММТТ-29. Т.3. Саратов, 2016. С. 136–139.
  5. Истомина А.А., Бадеников В.Я., Истомин А.Л. Задача формирования оптимального ассортимента и товарных запасов в розничной торговле в условиях неопределенности // Вестник АГТУ. Сер.: Управление, вычислительная техника и информатика. 2017. № 2. С. 105–116.
  6. Истомина А.А., Бадеников В.Я., Истомин А.Л. Оптимальное управление товарными запасами на основе теории массового обслуживания // Вестн. Ангар. гос. техн. ун-та. 2016. № 10. С.148–152.
  7. Истомина А.А., Бадеников В.Я., Истомин А.Л. Оценка спроса на лекарственные средства в задаче управления товарными запасами // Вестн. АнГТУ. 2016. № 10. С.153–158.
  8. Истомина А.А., Бадеников В.Я., Истомин А.Л. Постановка задачи оптимизации ассортимента товаров в розничной торговле в условиях неопределенности // Естественные и технические науки в современном мире : сб. тр. XI Междунар. науч.-практ. конф. Москва, 2017. С. 13–17.
  9. Истомина А.А., Истомин А.Л., Сумарокова Н.Н. Оптимальное управление закупками в условиях неопределенности // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. 2015. № 3 (47). С. 131–137.
  10. Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле. М. : Высшая школа, 2003. 271 с.
  11. Лотоцкий В.А., Мандель А.С. Методы и модели управления запасами. М. : Наука, 1991. 188 с.
  12. Мандель А.С. Управление многономенклатурными запасами в условиях неопределенности и нестационарности. Ч. 1. Нормативная модель // Проблемы управления. 2011. № 6. С. 47–51.
  13. Рыжиков Ю. И. Теория очередей и управление запасами. СПб. : Питер, 2001. 384 с.
  14. Садриев Д.С, Садриев Р.Д. ABC-анализ и оптимизация товарного ассортимента // Маркетинг, 2008. № 1. С. 119–125.
  15. Шрайбфедер Дж. Эффективное управление запасами. М. : Альпина БизнесБукс, 2006. 304 с.