СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ ПРИЧИН ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПОЖАРОВ НА ЛОКОМОТИВАХ ОАО «РЖД»

Дата поступления: 
28.09.2018
Библиографическое описание статьи: 

Асламова В. С. Системный анализ причин возникновения пожаров на локомотивах ОАО «РЖД» / В. С. Асламова, Е. Ю. Фролова // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. ‑ 2018. ‑ Т. 60, № 4. ‑ С. 63–70. ‑ DOI: 10.26731/1813-9108.2018.4(60).63-70

Рубрика: 
Год: 
2018
Номер журнала (Том): 
УДК: 
614.8(075.8) + 614.8.084
DOI: 

10.26731/1813-9108.2018.4(60).63-70

Файл статьи: 
Страницы: 
63
70
Аннотация: 

В статье обоснована актуальность работы, рассмотрено состояние пожарной безопасности на ло-комотивах по статистическим данным за период времени 2008–2017 гг. и 7 мес. 2018 г. Установлено, что пожары на тепловозах происходят чаще (в 59,6 % случаев), чем на электровозах. Определены серии тепловозов и электровозов, наиболее часто подверженных пожарам. С помощью диаграмм Парето выделены узлы локомотивов, которые инициировали возникновение пожара. Выполнен системный анализ причин и факторов пожаров на локомотивах. Выявлено, что значимыми узлами для теп-ловоза являются: дизельный двигатель (доля пожаров 37 %), электрические цепи управления (22 %) и силовые электрические цепи (15 %), а существенными – тяговый электродвигатель (5 %) и главный генератор (4 %). Значимыми узлами для электровоза являются: силовые электрические цепи (40 %), тяговый электродвигатель (18 %), электрические цепи управления (10 %), сглаживающие и переходные реакторы (5 %) и другие причины (6 %), а существенными – посторонний источник зажигания (4 %), вспомогательные машины (3 %) и коммутационная аппаратура (2 %).

К другим относятся следующие причины пожара: попадание постороннего предмета на электропечь обогрева кабины машиниста; вмешательство локомотивной бригады в штатную работу электросхемы путем подклинивания контакторов с целью исключения из работы аппаратов защиты; отсутствие контроля за оставленным в кабине бытовым обогревателем; установка нетипового соединения регулировочной тяги с разделяющей металлической перегородкой; падение нетиповой детали крепления в виде металлического кольца в нижнюю часть улитки вентилятора с касанием колеса и образованием искрения; попадание искр на деревянный настил колонки ручного тормоза от взаимодействия тормозных колодок и бандажа 1-й колесной пары из-за неотпуска тормозов; оставление металлической печи-времянки на твердом топливе без присмотра и т. п. Отмечено, что 83 % от общего числа пожаров были вызваны неисправностями 42 % оборудования.

Для обработки статистики пожаров использовался пакет прикладных программ Statgraphics Plus. Получены регрессионные модели с коэффициентами детерминации 95–97 % для прогнозирования численности пожаров, оснащенности сгоревших локомотивов системами пожарной сигнализации и пожаротушения (СПС и СПП), числа неиспользованных установок пожаротушения при пожаре среди оснащенных СПС и СПП локомотивов

Список цитируемой литературы: 

1.   Итоги деятельности ОАО «РЖД» в 2012—2016 гг. и планы развития до 2025 года. М., 2017.

2.   Шадрина Т. До Вены по широкой колее // Российская газета. 2017. № 7449. 13 дек.

3.   Новичкова Н. Ю. Обеспечение пожарной безопасности на железнодорожном транспорте в России во второй половине XIX века // Пожаровзрывобезопасность. 2012. Т. 21. № 8. С. 17–19.

4.   Пожары на железнодорожном транспорте [Электронный ресурс] // StudFiles.net : сайт. URL: https://studfiles.net/preview/6459547/page:7/ (Дата обращения 22.10.2018).

5.   Организация и проведение ПСР на железнодорожном транспорте [Электронный ресурс] //Отдел ГИМС Главного управления МЧС России по Ярославской области. URL: http://www.gimsyaroslavl.narod.ru/Rescuer/Rescuers_Guidebook/ch31219_fir... (Дата обращения 27.10.2018).

6.   VGUDOK раскрыл число аварий и катастроф на железных дорогах транспорте [Электронный ресурс] // Новые Известия. URL: https://newizv.ru/news/economy/04–12–2017/vgudok–raskryl–chislo–avariy–i–katastrof–na–zheleznyh–dorogah (дата обращения 26.10.2018).

7.   Кайбичев И.А. Скользящие средние для статистики пожаров [Электронный ресурс] // Проблемы пожарной безопасности: пути их решения и совершенствование противопожарной защиты : материалы всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Екатеринбург, 2012. С. 57–63. URL:http://elar.urfu.ru/handle/1234.56789/4053 (дата обращения 24.10.2018).

8.   Катцын Д. В., Малыгин И. Г., Таранцев А. А. Математические закономерности пожаров на железнодорожном транспорте // Пожаровзрывобезопасность. 2011. Т. 20. № 3. С. 15–21.

9.   Мануйлов В.В., Сергеева Г.А. Анализ статистики пожаров и пожарных рисков в Ростовской области в 2010–2017 гг // Молодой исследователь Дона. 2018. № 4 (13). С. 1–7.

10. Тимофеева С.C. Оценка пожарных рисков в муниципальных образованиях Иркутской области // Вестник ИрГТУ. 2013. № 6 (77). С. 50–54.

11. Brushlinsky N.N., Hail J.R., Sokolov S.V. World fire statistics : report № 13. CFS of CTIF. Moscow-Berlin, 2008.

12. Brushlinsky N.N., Sokolov S.V., Wagner P. Humanity and Fires. Leipzig : German Fire Protection Association, 2010. 353 p.

13. Брушлинский Н.Н., Соколов С.В. О статистике пожаров и пожарных рисков // Пожаровзрывобезопасность. 2011. Т. 20. № 4. С. 40–48.

14. Бутузов С.Ю., Дегтярев А.П. Проблемы управления профилактикой пожаров на локомотивах железнодорожного транспорта транспорте [Электронный ресурс] // Технологии техносферной безопасности. 2013. Вып. № 6 (52). С. 1–11. URL: http://ipb.mos.ru/ttb (Дата обращения 26.10.2018).

15. Анализ пожарного состояния локомотивного парка ОАО «РЖД» : справочный материал ПКБ – филиала ОАО «РЖД» М., 2018.