МЕТОДИКА ЧИСЛЕННОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОПТИМАЛЬНОЙ ФОРМЫ НИЗКОЛЕТЯЩЕГО КРЫЛА КАК ЭЛЕМЕНТА СИСТЕМЫ «ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ ПОВЕРХНОСТЬ»

Дата поступления: 
09.08.2017
Рубрика: 
Год: 
2017
Номер журнала (Том): 
УДК: 
629.734/.735, 519.635.4
DOI: 

10.26731/1813-9108.2017.3(55).168-174

Файл статьи: 
Страницы: 
168
174
Аннотация: 

В статье рассмотрена проблема выбора оптимальной профилировки нижней поверхности прямоугольного в плане низколетящего крыла с прямолинейной задней кромкой, движущегося в стационарном потоке на сверхмалом отстоянии от твердой границы при умеренных возмущениях. Сам летательный аппарат рассматривается как часть системы «летательный аппарат ‑ поверхность», неотъемлемым компонентом которой является крыло. Особенностью движения в таких условиях является существенная зависимость устойчивого движения аппарата от его аэродинамической компоновки и формы несущей поверхности. При этом основной вклад в соответствующие аэродинамические характеристики вносит нижняя поверхность, расчету которой и посвящена работа.

Задача решается с помощью метода Релея ‑ Ритца, который является частным случаем метода пробных функций. Особенностью математической постановки задачи является ее некорректность, связанная с перегруженностью граничными условиями: их число превышает порядок дифференциального уравнения необходимого условия экстремума. Решение искалось на так называемых крыльях Мунка, известных тем, что они обеспечивают минимум индуктивного сопротивления при заданной подъемной силе. Полученный результат сравнивается с существующими результатами в этой области. Делается вывод, что форма крыла, повышающего самостабилизированность летательного аппарата, качественно близка форме крыла с максимальной подъемной силой, исследованной ранее.

Список цитируемой литературы: 
  1. Панченков А.Н., Драчев П.Т., Любимов В.И. Экспертиза экранопланов. Нижний Новгород : Поволжье, 2006. 656 с.
  2. Иродов Р.Д. Критерии продольной устойчивости экраноплана // Ученые записки ЦАГИ, 1970. Т. 1. № 4. С. 63–72.
  3. Белецкая С.Б. Оптимизация конструктивных параметров несущих гидродинамических комплексов скоростных судов : дис. … канд. техн. наук. Нижний Новгород, 1999. 188 с.
  4. Аршинский Л.В. Оптимизация геометрии крыла вблизи опорной поверхности : дис. … канд. физ.-мат. наук : Иркутск, 1990. 190 с.
  5. Калиткин Н.Н. Численные методы. М. : Наука, 1978. 512 с.
  6. Панченков А.Н. Теория оптимальной несущей поверхности. Новосибирск : Наука, 1983. 256 с.
  7. Скоробогатова М.В. Применение метода Релея-Ритца для определения формы несущей поверхности крыла Мунка с максимальным коэффициентом подъемной силы // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. 2016. № 3 (51). С. 203–207.