Позиционирование технологических процессов в структуре транспортных систем

Дата поступления: 
24.02.2020
Библиографическое описание статьи: 

Комаров А. В. Позиционирование технологических процессов в структуре транспортных систем // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. – 2020. – Т. 66 № 2. – С. 163–169. – DOI: 10.26731/1813-9108.2020.2(66).163-169

 

Рубрика: 
Год: 
2020
Номер журнала (Том): 
УДК: 
656.078
DOI: 

10.26731/1813-9108.2020.2(66).163-169

Файл статьи: 
Страницы: 
163
169
Аннотация: 

Сложность структуры транспорта определяется его пространственной дифференциацией, глубокой иерархичностью и параметрической многомерностью. Теоретически, любая система, независимо от ее масштабов и сложности, может быть описана комбинацией трех компонентов, что позволяет выявить означенные три первоосновы с необходимой в том или ином случае, точки зрения, в определенной проекции. В свете озаглавленной проблемы наиболее наглядно представление основы транспортной системы следующей трехкомпонентной базой: технического оснащения, технологии функционирования и организационно-правовой структуры. Рассмотрение технологической составляющей в качестве отдельной системы позволяет раскрыть присущие ей свойства, ее построение, установить основные факторы и механизмы влияния применяемых технологий на устойчивость и эффективность функционирования транспортных систем. В качестве парадигмы исследования применен синергетический подход. Внутреннее содержание технологического комплекса, как самоорганизующегося объекта, раскрывается с позиций самоподобия его структуры, сходства принципов построения и сценариев поведения на всех иерархических уровнях, что позволяет получить последовательность проекций, каждая из которых строится на основе какого-либо выделенного ряда на предыдущем уровне декомпозиции. На каждом шаге формируется новая координатная ось в дополнение к добавленной на предыдущем шаге и остающейся актуальной в следующем сечении. Построение новых, все более детализированных проекций, осуществляется вплоть до необходимого уровня решаемой задачи. При необходимости реализации индуктивного метода тот же алгоритм применяется «в обратную сторону»: несколько построенных сечений более низкого иерархического уровня объединяются агрегированием в одну проекцию более высокого уровня, обобщающую сведения, содержащиеся в ее сечениях. В результате появляется инструментарий четкого представления и общей структуры, и подробного систематического упорядочения отдельных транспортных технологий.

 

Список цитируемой литературы: 
  1. Транспортная система России – общая характеристика, структура и значение // Nauka.Club: образовательный портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  https://nauka.club/geografiya/transportnaya-sistema-rossii.html (21.12.2019).
  2. Официальный сайт министерства транспорта Российской Федерации: история [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.mintrans.ru/ministry/history (20.12.2019).
  3. Виргинский В.С. Очерки истории науки и техники XVI-XIX веков (до 70-х гг. XIX в.). – М.: Просвещение, 1984. – 287 с.
  4. Виргинский В.С. Очерки истории науки и техники с древнейших времен до середины XV в. / В.С. Виргинский, В.Ф. Хотеенков. – М.: Просвещение, 1993. – 288 с.
  5. Grubler A., Nakicenivic N. Evolution of transport systems: past and future. – Laxenburg: Intern. Inst. for appl. system analysis, 1991. – IX, 97 p.
  6. Комаров А.В. Технологии организации процессов перевозок в свете эволюции транспорта // Транспортная инфраструктура Сибирского региона: материалы Второй межвуз. науч.-практ. конф., г. Иркутск, май 2011 г. – Иркутск: изд-во ИрГУПС, 2011. – Т. 1. – 586 с. – С. 22-26.
  7. Черкашин А. К. Полисистемный анализ и синтез: прил. в географии / А.К. Черкашин – Новосибирск: Наука: Сиб. предприятие, 1997. – 499 с.
  8. Официальный сайт министерства транспорта Российской Федерации: структура [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.mintrans.ru/ministry/structure (20.12.2019).
  9. Комаров А.В. О необходимости синергетического подхода к организации перевозочных процессов / Транспортная инфраструктура Сибирского региона: материалы Всерос. науч-практ. конф. – Т. 1. – Иркутск: Изд-во ИрГУПС, 2013. – 289 с. – С. 113-115.
  10. Николис Г. Самоорганизация в неравновесных системах. От диссипативных структур к упорядоченности через флуктуации. / Г. Николис, И. Пригожин. – М.: Мир, 1979. – 512 с.
  11. Олемской А. И. Синергетика сложных систем: Феноменология и статистическая теория / Синергетика: от прошлого к будущему. – М.: ЛИБРОКОМ, 2009. – 384 с.
  12. Корольков Б. П. К проблеме создания универсальной системы эволюции // Транспорт. Наука, техника, управление. – 2002. – №2. – С. 15 – 18.
  13. Проблемы развития и эксплуатации железных дорог / Под общ. ред. В.М. Лисенкова. – М.: МИИТ, 1990. – 168 с.
  14. Гозбенко В.Е., Крипак М.Н., Иванков А.Н. Совершенствование транспортно-экспедиционного обслуживания грузовладельцев. Иркутск: Изд-во ИрГУПС, 2011. 176 с.
  15. Шафиркин В. Б. Совершенствование управления перевозками // Железнодорожный транспорт. – 2000. – №3. – С. 40-46.
  16. Комаров А.В. Разработка синергетического описания структуры транспортных систем на примере железнодорожного транспорта. Дис…канд. техн. наук. – Иркутск, 2002. – 166 с.
  17. Корольков Б. П. Систематика онтологий и структуризация категорий знаний / Б. П. Корольков, А.В. Дудакова // Мир транспорта. – 2010. – №2. – С.20-25.
  18. Корольков Б. П. Универсальности в иерархически структурированных транспортных системах // Транспорт: наука, техника, управление. – 2019. – №8. – С. 59-63.