Несущая способность кузова вагона-самосвала для перевозки сыпучих грузов после длительной эксплуатации

Дата поступления: 
23.10.2020
Библиографическое описание статьи: 

Афанаськов П.М. Несущая способность кузова вагона-самосвала для перевозки сыпучих грузов после длительной эксплуатации / П.М. Афанаськов // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. – 2020. –№ 4 (68). – С. 202–210. – DOI: 10.26731/1813-9108.2020.4(68).202-210

Рубрика: 
Год: 
2020
Номер журнала (Том): 
УДК: 
629.463.67
DOI: 

10.26731/1813-9108.2020.4(68).202-210

Файл статьи: 
Страницы: 
202
210
Аннотация: 

В статье рассматривается проблема образования дефицита специализированного подвижного состава на территории Республики Беларусь, исследуются пути ее решения. Описываются особенности конструкции нижней и верхней рамы вагонов-самосвалов моделей 31-638, 31-656 и 31-661, установленные в ходе изучения конструкторской документации. Изучается специфика эксплуатации вагонов данного типа. Предложен подход к оценке остаточного ресурса вагонов-самосвалов после длительной эксплуатации, учитывающий основные физико-механические характеристики металла и специфику эксплуатационных нагружений таких вагонов. Представлены схемы обследования технического состояния несущей конструкции вагонов-самосвалов методом ультразвуковой толщинометрии. Приведены результаты обследования 186 единиц вагонов-самосвалов методами неразрушающего контроля: визуальный контроль и ультразвуковая толщинометрия. Описаны зоны верхней и нижней рамы вагона-самосвала, установленные путем технического диагностирования, подверженные образованию дефектов в большей степени. Кроме того, проанализированы нормативные режимы нагружения конструкции кузова вагона-самосвала. Проведен расчет несущей металлоконструкции вагона-самосвала с учетом реального физического состояния металлоконструкции кузова отобранного типового представителя, находящегося в наихудшем техническом состоянии. Представлен детальный анализ напряженно-деформированного состояния конструкции кузова вагона-самосвала. На основании результатов моделирования разработана схема наклейки тензометрических датчиков для проведения натурных испытаний вагона. Описан объем натурных контрольных испытаний (включающих режимы нагружения, характерные специфике эксплуатации вагонов данного типа), которым будет подвергнут отобранный типовой представитель вагона-самосвала с наихудшим техническим состоянием и локальным коррозионным износом.

Список цитируемой литературы: 

1.   Бороненко Ю.П. О корректировке «Положения о продлении срока службы грузовых вагонов, курсирующих в международном сообщении» // Евразия Вести. 2012. № X. С. 13–14.

2.   Boiko A. Assessment of remaining resource of tank wagons with expired life time: Summary of Doctoral Dissertation: Engineering sciences // Riga Technical University. Riga. 2013. 39 p.

3.   Зимакова М.В. Продление срока службы вагонов-цистерн с учетом изменения физико-механических свойств металлоконструкций базовых узлов: дис. … канд. техн. наук // ПГУПС. СПб. 2012. 144 с.

4.   Жарова Е.А. Обоснование вариантов продления сроков службы специализированных вагонов-платформ: дис. … канд. техн. наук // ПГУПС. СПб. 2008. 129 с.

5.   Афанаськов П.М. и др. Прогнозирование остаточного ресурса тележек пассажирского вагона после длительной эксплуатации // Актуальные вопросы машиноведения. 2019. № 8. С. 220–226.

6.   Коршунов С.Д. и др. Методика расчетно-экспериментальных исследований кузовов современного подвижного состава // Известия петербургского университета путей сообщения. 2015. №4 (45). С. 38–47.

7.   Коршунов С.Д., Самошкин С.Л. Современные методы испытаний железнодорожного подвижного состава, прошедшего ремонты различных объемов и вновь построенного // Вагонный парк. 2012. № 7. С. 15–18.

8.   Нормы для расчета и проектирования новых вагонов-самосвалов (думпкаров) колеи 1520 мм. М.: ВНИИВ. 1986. 155 с.

9.   Нормы для расчета и проектирования вагонов железных дорог МПС колеи 1520 мм (несамоходных) // ГосНИИВВНИИЖТ. М. 1983. 260 с.

10. Нормы для расчета и проектирования вагонов железных дорог МПС колеи 1520 мм (несамоходных) //ГосНИИВВНИИЖТ. М. 1971. 180 с.

11. Афанаськов П.М. Взаимодействие сыпучего груза с кузовом вагона // Вестник Белорусского государственного университета транспорта: Наука и транспорт. 2018. № 1 (36). С. 13–16.

12. Senko V. et al. Evaluation of stress-strain state bodies of the hopper cars, taking into account the impact of bulk cargo // Mechanika 2017. 2017. Pp. 331–335.

13. Вагоны грузовые и пассажирские. Методы испытаний на прочность и ходовые качества: РД 24.050.37-95. Введ. 02.02.1995. М.: ГосНИИВ. 1995. 101 с.

14. Муравьев В.В. акустическая структуроскопия и тензометрия металлоконструкций железнодорожного транспорта // Прочность и пластичность перспективных материалов. 2015. С. 103–121.

15. Kanavalau Y., Putsiata A. Evaluation Techniques for Residual in-Use Utility of the Railway Car Hopper-Batcher Bearing Structure with a Long-term Service // Procedia Engineering. 2016. Pp. 57–63.