ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ СЕТИ ГОРОДСКОГО ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА ПУТЕМ ПРИМЕНЕНИЯ АВТОМАТИЗАЦИИ МОДЕЛИ ВЫБОРА ОПТИМАЛЬНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА

Дата поступления: 
21.02.2017
Рубрика: 
Год: 
2017
Номер журнала (Том): 
УДК: 
656.025
Файл статьи: 
Страницы: 
203
208
Аннотация: 

В статье выявлены и проанализированы основные факторы, воздействующие на организацию эффективного функционирования транспортной сети городского пассажирского транспорта. Автоматизация модели выбора оптимального подвижного состава является важной задачей для повышения эффективности функционирования транспортной сети.

Отмечено, что тип транспортных средств, обслуживающих конкретный маршрут, так же как и конфигурация маршрутной сети, в значительной степени влияет на общие затраты транспортной системы. В этой связи рассмотрена оптимизационная двухуровневая математическая модель выбора подвижного состава необходимой вместимости, которая может быть использована для различных транспортных сетей, с целью обеспечения наиболее полного и качественного удовлетворения потребности населения в перевозках и необходимого уровня качества обслуживания, во взаимосвязи с экономической целесообразностью. Понятие «экономическая целесообразность» включает в себя повышение производительности  тру-да, размера прибыли и уровня рентабельности транспортных организаций, минимизацию суммарных социальных издержек, связанных с эксплуатацией транспортной системы. Структура затрат, использованная в данной модели, – затраты пасса-жиров и эксплуатационные расходы. Модель предполагает, что пассажиры выбирают из всех возможных маршрутов, соединяющих любые два узла в сети общественного транспорта. Предполагается, что система имеет ограниченную пропускную способность и, следовательно, время в пути увеличивается пропорционально количеству пассажиров.

Представленная в статье методика выбора оптимального вида подвижного состава позволяет снизить эксплуатационные затраты, однако для эффективности реализации необходима слаженная работа всех участников перевозочного процесса.

Список цитируемой литературы: 
  1. Лебедева О.А. Математические модели оценки матрицы корреспонденций на основе данных детектора «вход - выход» подвижного состава городского пассажирского транспорта // Вестник ИрГТУ. 2012. № 2. (61). С. 66–68.
  2. Лебедева О.А. Совершенствование методов мониторинга пассажиропотоков на маршрутах городского пассажирского транспорта общего пользования : дис. … канд. техн. наук. Иркутск, 2014. 171 с.
  3. Крипак М.Н., Гозбенко В.Е., Колесник А.И. Оптимизация структуры транспорта как мера повышения эффективности функционирования системы городского пассажирского транспорта // Сб. науч. тр. АнГТУ. Ангарск : Изд-во АнГТУ, 2013. С. 229–232.
  4. Шаров М.И., Михайлов А.Ю., Дученкова А.В. Пример оценки транспортной доступности с использованием программного продукта PTV «VISUM» // Изв. вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2013. № 1(4). С. 133–138.
  5.  Михайлов А.Ю., Шаров М.И. К вопросу развития современной системы критериев оценки качества функционирования общественного пассажирского транспорта // Изв. Волгоград. гос. техн. ун-та. 2014. Т. 9. № 19 (146). С. 64–66.
  6. Шаров М.И., Михайлов А.Ю., Ковалева Т.С. Оценка надежности работы городского пассажирского транспорта в Иркутске // Вестник ИрГТУ. 2012. Т. 68. № 9. С. 174–178.
  7.  Крипак М.Н. Модели рынка городских пассажирских перевозок // Современные технологии и научно-технический прогресс. Ангарск : Изд-во АнГТУ, 2015. С. 84–86.
  8. Строительные нормы и правила - СНИП.РФ : сайт. URL: http://xn--h1ajhf.xn--p1ai/snip/view/27 (дата обращения: 09.01.2017).
  9. Классификация автотранспортных средств, принятая ЕЭК ООН [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_76009/9160ba152f8beb1510a... ad7e95512d71405/ (дата обращения: 09.01.2017).
  10. Abdulaal, M. and LeBlanc, L. J. (1979) ‘Continuous Equilibrium Network Design Models’, Transportation Research. 13B, pp. 19–32.
  11. Chriqui, C. and Robilland, P. (1975) ‘Common bus lines’, Transportation Science, n.9, 1975. pp. 115–121.
  12. De Cea, J. and Fernandez, J.E. (1993) Transit assignment for congested public transport systems: An equilibrium model’, Transportation Science, 27. pp. 133–147.
  13. Florian, M. (1977) ‘A traffic equilibrium model of travel by car and public transit modes’, Transportation Science 2, pp. 166–179.
  14. Jansson, J.O. (1980) ‘A simple bus line model for optimisation of service frequency and bus size’, Journal of Transport Economy and Policy 14 1, pp. 53–80.
  15. Mohring, H. (1972) ‘Optimization and scale economies in urban bus transportation’, American Economic Review, 62, pp. 591–604.
  16. Nguyen, S. and Dupuis, C. (1984) ‘An efficient method for computing traffic equilibrium in networks with asymmetric transportation costs’ Transportation Science 18, pp. 185–202.
  17. Spiess, H., & Florian, M. (1989). Optimal strategies. A new assignment model for transit networks. Transportation Research Part B: Methodological, 23 B(2), 83–102.