ПОВЫШЕНИЕ КОЭФФИЦИЕНТА МОЩНОСТИ ЭЛЕКТРОВОЗОВ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА ЗА СЧЕТ НОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СЕТЕВОЙ КОММУТАЦИИ ПЛЕЧ ВЫПРЯМИТЕЛЬНО-ИНВЕРТОРНОГО ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЯ

Receipt date: 
09.03.2019
Bibliographic description of the article: 

Богинский С. А. Повышение коэффициента мощности электровозов переменного тока за счет новой организации сетевой коммутации плеч выпрямительно-инверторного преобразователя / С. А. Богинский, О. В. Мельниченко, А. О. Линьков // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. – 2019. – Т. 62, № 2. – С. 166–177. – DOI: 10.26731/1813-9108.2019.2(62).166–177

Year: 
2019
Journal number: 
УДК: 
629.423
DOI: 

10.26731/1813-9108.2019.2(62).166–177

Article File: 
Pages: 
166
177
Abstract: 

Приведен анализ накопленного опыта в использовании разрядного диодного плеча с целью повышения энергетических характеристик тягового режима отечественных электровозов переменного тока. Предложен новый подход в применении разрядного плеча, являющийся дальнейшим развитием технического решения и подразумевающий реорганизацию алгоритма управления тиристорными плечами преобразователей электровоза. Положительный эффект в таком случае достигается не только благодаря уменьшению продолжительности коммутации тиристорных плеч выпрямительно-инверторного преобразователя, но и за счет использования электромагнитной энергии, накапливаемой в цепи выпрямленного тока, для закрытия отработавших плеч через контур разрядного плеча. Проведено сравнительное математическое моделирование электромагнитных процессов работы типового и предлагаемого преобразователей в режиме тяги, результаты которого представлены в форме рисунков и сводной таблицы. Предлагаемый выпрямительно-инверторный преобразователь был исследован при различных углах открытия тиристорных плеч, которые принимались равными 9, 15, 20 и 26 электрическим градусам. При анализе результатов моделирования видно, что наибольший эффект достигается при угле открытия, составляющем 26 электрических градусов, когда разрядное плечо полностью закрывает ранее проводившие ток тиристорные плечи. Результаты проведённого исследования представлены в форме перечня выводов. Коммутация тиристорных плеч выпрямительно-инверторного преобразователя с разрядным диодным плечом при угле открытия в 26 электрических градусов протекает в три раза быстрее по сравнению с типовой благодаря обеспечению избыточных потенциальных условий и устойчивой работы тиристоров. Подобная организация коммутации изменяет назначение угла открытия, который становится управляющим импульсом для перевода тиристоров плеча выпрямительно-инверторного преобразователя из запертого состояния в открытое, при этом исключается возникновение короткого замыкания в секциях вторичной обмотки тягового трансформатора. Полученные при моделировании данные позволяют говорить о достижении положительного эффекта в виде повышения коэффициента мощности электровоза в среднем на 3,8 % и снижения потерь мощности в плечах преобразователей на 4,5 %.

List of references: 
  1. Тихменев Б. Н. Электровозы переменного тока со статическими преобразователями М. : Гострансжелдориздат, 1958. 268 с.
  2. Фроленков И.Н. Свободные колебания тока в тяговой сети электрифицированных железных дорог и испытательных полигонов // Труды ВНИИЖТ. М. : Транспорт, 1980. Вып. 636. С. 93–100.
  3. Лозановский А.Л. Энергетические характеристики отечественных электровозов переменного тока // Электровозостроение : сб. науч. тр. Всесоюз. науч.-исслед., проектно.-конструкт. и технол. ин-та электровозостроения. Новочеркасск : Изд-во ВЭлНИИ, 1984. Т. 25. С. 58–68.
  4. Тихменев Б.Н., Басов Ю.А., Находкин В.В. Потенциальные условия работы тиристоров в выпрямительно-инверторном преобразователе электровоза ВЛ80Р. // Электрическое торможение электроподвижного состава : сб. науч. тр. ВНИИЖТ. М. : Транспорт, 1984. С. 9–21.
  5. Власьевский С.В. Новая организация коммутации тока вентилей выпрямительно-инверторного преобразователя для повышения энергетических показателей электровозов однофазно-постоянного тока // Энергосбережение, качество электроэнергии, электромагнитная совместимость на железнодорожном транспорте : сб. тр. Второго междунар. симпозиума. М. : МИИТ, 2000. С. 91–93.
  6. Мельниченко О.В. Анализ способов и выбор пути повышения коэффициента мощности электровозов переменного тока // Тр. Третьей Междунар.й науч. конф. творческой молодёжи. Т. 1. ДВГУПС, 2003. С. 58–60.
  7. Мельниченко О. В. Слежение за потенциальными условиями тиристоров ВИП как способ повышения энергетических показателей электровозов переменного тока // Транспортные проблемы Сибирского региона : сб. науч. тр. молодых учёных. Иркутск : ИрГУПС, 2003. С. 26–30.
  8. Власьевский С.В., Мельниченко О.В. Возможность повышения коэффициента мощности электровоза переменного тока с тиристорными преобразователями // Вестник МИИТ. 2003. No. 10. С. 35–40.
  9. Власьевский С.В., Мельниченко О.В. Пути повышения коэффициента мощности электровозов переменного тока с тиристорными преобразователями // Труды Третьей Международной научной конференции творческой молодёжи. Т. 1. Хабаровск, Изд-во ДВГУПС, 2003. С. 68–72.
  10. Власьевский С.В., Мельниченко О.В. Применение разрядного диодного плеча в многозонном выпрямителе электровоза переменного тока // Вестн. Всерос. науч.-исслед. и проектно-конструкт. ин-та электровозостроения. 2004. No. 2. С. 127–134.
  11. Мельниченко О.В., Власьевский С.В. Энергосберегающий алгоритм управления многозонным выпрямителем электровоза с неуправляемым вентиль-диодным плечом // Энергосберегающие технологии и окружающая среда : тезисы докл. междунар. конф. Иркутск, 2004. С. 30–31.
  12. Мельниченко О.В. Алгоритм управления вентилями многозонного выпрямителя электровоза переменного тока // Актуальные проблемы энергетики. Энергоресурсосбережение : тр. Второй Всерос. науч.-практ. конф. Самара, 2004. С. 23–24.
  13. Новые возможности электровозов с плавным регулированием напряжения / О.В. Мельниченко и др. // Современные технологии – железнодорожному транспорту и промышленности : тр. 44-й Всерос. науч.-практ. конф. учёных транспортных вузов. Хабаровск, 2006. Т. 1. С. 119–122.
  14. Мельниченко О.В., Власьевский С.В. Технические решения в управлении выпрямителем электровоза ВЛ85 для повышения его коэффициента мощности // Ресурсосберегающие технологии на железнодорожном транспорте : материалы всерос. науч. конф. с междунар. участием. Т. 1. Красноярск, 2005. С. 379–382.
  15. Власьевский С.В., Скорик В.Г., Мельниченко О.В. Свободные колебания напряжения в контактной сети, вызванные процессами коммутации тиристорных преобразователей электровозов // Электроника и электрооборудование транспорта. 2007. No. 1. С. 14–19.
  16. Мельниченко О.В., Цыбульский В.С. Повышение качества электрической энергии в контактной сети с целью снижения отказов электронного и силового оборудования электровоза // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. 2008. No. 3 (19). С 58–66.
  17. Тихменев Б.Н., Кучумов В.А. Электровозы переменного тока с тиристорными преобразователями. М. : Транспорт, 1988. 324 с.
  18. Савоськин А.Н., Кулинич Ю.М., Алексеев А.С. Математическое моделирование электромагнитных процессов в динамической системе «контактная сеть – электровоз» // Электричество. 2002. No. 2. С. 29–35