Повышение энергетической эффективности работы электровозов переменного тока

Receipt date: 
19.11.2019
Bibliographic description of the article: 

Томилов В. С. Повышение энергетической эффективности работы электровозов переменного тока / В. С. Томилов, О. В. Мельниченко, С. Г. Шрамко, С. А. Богинский // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. – 2020. – Т. 65 № 1. – С. 172–182. – DOI: 10.26731/1813-9108.2020.1(65).172-182

Year: 
2020
Journal number: 
УДК: 
629.423.1
DOI: 

10.26731/1813-9108.2020.1(65).172-182

Article File: 
Pages: 
172
182
Abstract: 

Одной из важнейших задач в соответствии со Стратегией научно-технического развития холдинга «РЖД» на период до 2025 года и на перспективу до 2030 является снижение удельного расхода электроэнергии электроподвижным составом и повышение его энергетической эффективности. Работающие сегодня отечественные электровозы переменного тока имеют неудовлетворительные энергетические показатели как в режиме тяги, так и в режиме рекуперативного торможения. В режиме рекуперации происходит значительное потребление реактивной мощности электровозом из тяговой сети, и вследствие этого коэффициент мощности имеет крайне низкий показатель, который не превышает значения 0,65 на высшей зоне регулирования напряжения. Наличие блоков балластных резисторов в силовой цепи, которое связано с принятым законом управления инверторами, не только ограничивает область тормозных характеристик электровоза, но и значительно снижает величину отдаваемой электроэнергии в контактную сеть. В данной статье авторами предлагается современный подход к решению вопроса энергетической эффективности электровоза в режиме рекуперации, а именно, применение выпрямительно-инверторного преобразователя на базе IGBT-транзисторов и разработка способа реализации рекуперативного торможения без блоков балластных резисторов с обеспечением статической устойчивости данного режима. С целью аналитического доказательства работоспособности данного способа были рассчитаны и построены внешние характеристики инвертора на базе IGBT-транзисторов, положительный наклон которых свидетельствует о возможности реализации режима рекуперативного торможения без балластного сопротивления. На разработанной имитационной модели электровоза переменного тока 2ЭС5К в среде «МatLab Simulink», работающего в режиме рекуперативного торможения, были получены и проанализированы кривые электромагнитных процессов, протекающих в силовой цепи электровоза.

List of references: 
  1.  Власьевский С.В. Эффективность и проблемы применения рекуперативного торможения на электровозах переменного тока [Текст] / С.В. Власьевский, В.В. Кравчук // Вестник ВЭлНИИ. – 2005. – №2(49) – С. 147–158.
  2. Власьевский С.В. Эффективность применения рекуперативного торможения на Дальневосточной железной дороге [Текст] / С.В. Власьевский, В.В. Кравчук А.М. Палихов // Вестник ВНИИЖТ. – 1975 – № 8 – С. 5–7.
  3. Власьевский С.В. Электрическое рекуперативное торможение на электровозах переменного тока магистральных железных дорог. Проблемы и эффективность его применения [Текст] / С.В. Власьевский // ЭЭТ. – 2006. – № 1 – С. 21–24.
  4. Трахтман Л.М. Электрическое торможение электроподвижного состава [Текст] / Л.М. Трахтман. – М.: Транспорт, 1965. – 204 с.
  5. Тихменев Б.Н. Электровозы переменного тока с тиристорными преобразователями [Текст] / Б.Н. Тихменев, В.А. Кучумов. – М.: Транспорт, 1988. – 311 с.
  6. Копанев А.С, Хоменко Б.И. Переходные процессы в силовой цепи электровоза переменного тока в тиристорными преобразователями в инверторном режиме. – Электричество, 1974, № 1. С. 60–65.
  7. Осипов С.И. Теория электрической тяги [Текст]: учеб. для студентов техникумов и колледжей ж/д тр-та / С.И. Осипов, С.С. Осипов – М.: УМК МПС РФ, 2000. – 592 с.
  8. Засорин С.Н. Электронная и преобразовательная техника [Текст]: учеб. для вузов ж.-д. транспорта / С.Н. Засорин, В.А. Мицкевич, К.Г. Кучма; под. ред. С.Н. Засорина. М.: Транспорт. – 1981. – 319 с.
  9. Тихменев Б.Н. Подвижной состав электрифицированных железных дорог [Текст] / Б.Н. Тихменев, Л.М. Трахтман. – М.: Транспорт, 1980. – 471 с.
  10. Коласс А. Применение транзисторов IGBT на железнодорожном подвижном составе [Текст] / А. Коласс, Ж.-Э. Масслю // Железные дороги мира. – 2001. – № 2 – С. 37–41.
  11. Ласка Б. Развитие тяговых преобразователей на транзисторах IGBT [Текст] / Б. Ласка // Железные дороги мира. – 2003. – № 11 – С. 32–39.
  12.  Мельниченко О.В. Повышение энергетической эффективности тяговых электроприводов электровозов переменного тока [Текст]: Диссертация на соискание ученой степени доктора технических наук: 05.09.03 / О.В. Мельниченко. – Хабаровск., 2015. – 392 с.
  13.  Люттин Т. Тяговый преобразователь большой мощности на транзисторах IGBT [Текст] / Т. Люттин // Железные дороги мира. – 2001. – № 3 – С. 32–33.
  14.  Бакран М.М. Применение тяговых преобразователей на базе транзисторов IGBT [Текст] / М.М. Бакран // Железные дороги мира. – 2002. – № 5 – С. 34–38.
  15.  Мельниченко О.В. Разработка нового энергосберегающего алгоритма управления ВИП электровоза на IGBT модулях [Текст] / О.В. Мельниченко, Д.А. Яговкин, А.Ю. Портной // Вестник института тяги и подвижного состава: межвуз. сб. науч. тр. / под ред. А.Е. Стецюка и Ю.А. Гамоли. ДВГУПС. – 2013. – Вып. 9. – С. 17–24.
  16.    Мельниченко О.В. Новый выпрямительно-инверторный преобразователь для тягового подвижного состава переменного тока с повышенными энергетическими характеристиками в режиме тяги [Текст] / О.В. Мельниченко, А.Ю. Портной, Д.А. Яговкин, С.Г. Шрамко // Наука и техника транспорта. – 2014. – № 3. – С. 46–51.
  17.  Электровоз магистральный 2ЭС5К (3ЭС5К). Руководство по эксплуатации [Текст] / Новочеркасск: 2007. – Т. 1 – 635 с., Т. 2 – 640 с.
  18.  Ротанов Н.А. Проектирование систем управления электроподвижным составом [Текст] / под. ред. Н.А. Ротанова – М.: Транспорт, 1986. – 327 с.
  19.   Быстрицкий Х.Я. Устройство и работа электровозов переменного тока [Текст] / Х.Я. Быстрицкий, З.М. Дубровский, Б.Н. Ребрик. – М.:Транспорт, 1982. – 406 с.
  20. Захаревич С.В. Переходные и установившиеся процессы в схемах электроподвижного состава выпрямительного типа [Текст] / С.В. Захаревич. – Л.: Наука, 1966. – 240 с.