Повышение технической скорости электроподвижного состава за счет обеспечения плавного регулирования тока возбуждения тяговых электродвигателей

Receipt date: 
25.02.2020
Bibliographic description of the article: 

Волчек Т.В. / Повышение технической скорости электроподвижного состава за счет обеспечения плавного регулирования тока возбуждения тяговых электродвигателей / Т. В. Волчек, О. В. Мельниченко, С. Г. Шрамко, В. С. Томилов // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. – 2020. – № 3(67). – С. 166–172. – DOI: 10.26731/1813-9108.2020.3(67).166-172

Year: 
2020
Journal number: 
УДК: 
629.423.1
DOI: 

10.26731/1813-9108.2020.3(67).166-172

Article File: 
Pages: 
166
172
Abstract: 

Одной из важнейших задач стратегических документов ОАО «Российские железные дороги» является повышение грузооборота сети железных дорог к 2025 г. на 42 %. Одним из способов достижения поставленной цели является повышение технической скорости движения грузовых поездов. В настоящее время после достижения максимального напряжения на 4-й зоне регулирования выпрямительно-инверторного преобразователя дальнейшая регулировка скорости осуществляется изменением магнитного потока за счет подключения параллельно обмоткам возбуждения тяговых электрических двигателей системы ослабления поля контакторно-реостатного типа. В статье рассмотрены недостатки данной системы. Приведено аналитическое обоснование потерь скорости и ускорения при ступенчатом переключении ослабления поля тяговых электрических двигателей электровоза. Для проверки данного утверждения проведено моделирование электровоза переменного тока серии «2ЭС5К» со ступенчатым и с плавным регулированием ослабления поля тяговых электрических двигателей в программном комплексе «Кортес» при следовании по участку Зима – Иркутск-Сортировочный. Результаты моделирования показали, что плавное регулирование ослабления поля тяговых электрических двигателей обеспечивает повышение технической скорости электровоза не менее чем на 2,5 км/ч. Предложена усовершенствованная система ослабления поля тяговых электрических двигателей на базе современных силовых полностью управляемых полупроводниковых приборов IGBT-транзисторов, обеспечивающих плавное регулирование тока возбуждения. Экономический эффект от внедрения предлагаемой системы на один электровоз серии «3ЭС5К» составит 393,71 тыс. рублей.

List of references: 
  1. Белая книга ОАО «РЖД» №769/р от 17.04.2018 «Стратегия научно-технического развития холдинга «РЖД» на период до 2025 года и на перспективу до 2030 года».
  2. Долгосрочной программы развития ОАО «РЖД» до 2025 года (утверждена распоряжением Правительством РФ от 19.03.2019 г. № 466р).
  3. Тихменев Б.Н., Трахтман Л.М. Подвижной состав электрофицированных железных дорог. Теория работы электрооборудования. Электрические схемы и аппараты. Учебник для вузов ж.-д. транспорта. Изд. 4-е, перераб. и доп. М.: Транспорт, 1980. 470 с.
  4. Тихменев Б.Н. Электровозы переменного тока с тиристорными преобразователями / Б.Н. Тихменев, В.А. Кучумов. М.: Транспорт, 1988. 312 с.
  5. Тихменев Б.Н. Электровозы переменного тока со статическими преобразователями. М.: Транспорт, 1958. 277 с.
  6. Плакс А.В. Система управления электрическим подвижным составом. Учебник для вузов ж.-д. транспорта. М.: Маршрут, 2005. 360 с.
  7. Скобелев В.Е. Двигатели пульсирующего тока. Изд. 2-е, перераб. и доп. Л.: Энергоатомиздат. Ленингр. отд-ние, 1985. 208 с.
  8. Евстафьев А.М. Электронные системы ослабления возбуждения тяговых двигателей электроподвижного состава [Текст]: Диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук: 05.22.07: Защищена 02.03.2005 / Евстафьев Андрей Михайлович. Санкт-Петербург, 2005. 135 с.
  9. Мазнев А.С. Баранов В.А., Богданов А.А. Тяговые характеристики электровозов ВЛ10 в режиме усиленного возбуждения [Текст] / А.С. Мазнев, В.А. Баранов, А.А Богданов. // Известия ПГУПС. 2007. № 2. С. 62–69.
  10. Мазнев А.С., Шатнев О.И., Евстафьев А.М. Электронные системы регулирования возбуждения для электроподвижного состава // Вестник РГУПС, 2007. № 3. С. 12.
  11. Калинин М.В. Электронные системы ослабления возбуждения ТД электровозов переменного тока / Современные технологии – транспорту. Известия ПГУПС, 2009. С. 19–29.
  12. Мазнёв А.С., Евстафьев А.М. Электронные системы управления для электроподвижного состава постоянного тока Современные технологии – транспорту, Известия ПГУПС, 2007. С. 60–69.
  13. Электровоз магистральный 2ЭС5К (3ЭС5К). Руководство по эксплуатации [Текст] / Новочеркасск: 2007. Т. 1. 635 с. Т. 2. 640 с.
  14. Информационная система «Грузопоток» руководство по эксплуатации ООО ИЦ «Кортес», Москва, 2008.
  15. Засорин С.Н., Мицкевич В.А., Кучма К.Г. Электронная и преобразовательная техника: Учебник для ж.-д. транспорта. Под ред. С.Н. Засорина. М.: Транспорт, 1981. 319 с.
  16. Волчек Т.В. Возникновение трансформаторной ЭДС в секциях якоря тягового электродвигателя электровоза переменного тока в режимах полного и ослабленного поля и пути ее снижения [Текст] / Т.В. Волчек, О.В. Мельниченко, С.Г. Шрамко, А.О. Линьков // Вестник Ростовского государственного университета путей сообщения. 2020. № 1. С. 41–49.
  17. Волчек Т.В. Математическое моделирование энергоэффективной системы ослабления поля тяговых электрических двигателей электровозов переменного тока [Текст] / Т.В. Волчек, О.В. Мельниченко, А.О. Линьков // Известия Транссиба. 2019. № 3. С. 2–14.
  18. Volchek T.V. Proposals for Introduction of Modern Power Semiconductor Devices Into Converter-Fed Commutator Motor Locomotives of Russian Railways [Text] / T.V. Volchek, V.S. Tomilov, E.A. Barenov // Пром-Инжиниринг: Материалы междунар. науч.-техн. конф. (англ. 2020 International Conference on Industrial Engineering, Applications and Manufacturing, ICIEAM). 2020.