Исследование процессов взаимодействия элементов транспортно-технологической системы региона

Receipt date: 
02.10.2020
Bibliographic description of the article: 

Полтавская Ю. О. Моделирование процессов взаимодействия элементов транспортно-технологической системы региона / Ю. О. Полтавская, А. П. Хоменко, О. Д. Толстых // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. – 2020. –№ 4 (68). – С. 158–165. – DOI: 10.26731/1813-9108.2020.4(68).158-165

Year: 
2020
Journal number: 
УДК: 
656.025, 656.01
DOI: 

10.26731/1813-9108.2020.4(68).158-165

Article File: 
Pages: 
158
165
Abstract: 

Функционирование экономической и непроизводственных отраслей любого региона невозможно без транспортно-технологической системы. Она представляет собой взаимосвязь различных видов транспорта при осуществлении технологических процессов. Эти отношения включают местоположение пунктов отправления / прибытия, пространственно выражающее спрос, потоки между ними и инфраструктуру. Все компоненты транспортно-технологической системы подчинены одной цели – удовлетворение потребности в передвижении пассажиров, грузов и информации на основе комплексного взаимодействия с окружающей средой. В результате анализа исследований взаимодействия отдельных элементов системы было выявлено, что не существует единой модели для всех типов взаимодействия. Представлена схема классификации транспортно-технологической системы, которая состоит из материальных (физических) объектов (участники движения и грузовые потоки), самого транспортного процесса и регулирования деятельности. На основе систематизации свойств и факторов, влияющих на результаты и параметры транспортного процесса, описана модель уровней взаимодействия элементов системы, которая может быть применена для всех видов транспорта. С целью оценки важности уровней взаимодействия параметров транспортного процесса был рекомендован метод двойного сравнения, который позволяет сравнивать взаимодействия элементов не одновременно, а попарно и при этом учитывать важность взаимодействия одного элемента по сравнению с другим. В результате можно сделать вывод, что классификация материальных элементов транспортно-технологической системы может быть использована для описания любого взаимодействия, а предложенный метод двойного сравнения позволяет заменить качественные показатели, задаваемые экспертами, на количественные. Это значительно сокращает трудоемкость расчетов и делает возможным использование полученного решения для планирования транспортного процесса.

List of references: 
  1. Лебедева О.А., Крипак М.Н. Развитие городских грузовых систем с учетом концепции городского планирования // Сборник научных трудов Ангарского государственного технического университета. 2016. Т. 1, № 1. С. 244–247.
  2. Крипак М.Н., Колесник А.И. Проблемы и перспективы развития транспортной инфраструктуры в современных городах // Сборник научных трудов Ангарского государственного технического университета. 2014. Т. 1, № 1. С. 194–198.
  3. Лебедева О.А. Транспортная инфраструктура как основополагающий фактор эффективного функционирования экономики страны / О.А. Лебедева, Ю.О. Полтавская, З.Н. Гаммаева, Т.В. Кондратенко // Сборник научных трудов Ангарского государственного технического университета. 2018. Т. 1, № 15. С. 125–130.
  4. Антонов Д.В., Лебедева О.А. Основные принципы развития транспортных систем городов // Вестник Ангарской государственной технической академии. 2014, № 8. С. 149–155.
  5. Даглдиян В.А. Транспортная система и транспортная инфраструктура как главное звено производственной системы // Наука и современность. 2016, № 49. С. 65–69.
  6. Копылова Т.А. Виды взаимодействия городского общественного пассажирского и личного транспорта // Теория современного города: прошлое, настоящее, будущее: материалы Всероссийской научной конференции с Международным участием. 2016. С. 143–145.
  7. Куанышева Т.С., Увалиева А.Б. Принципы взаимодействия видов транспорта в условиях рыночных отношений // Транспорт: наука, техника, управление. Научный информационный сборник. 2008, № 3. С. 50–51.
  8. Шепелев В.Д., Пряхин Д.С., Галигузов А.А. Взаимодействие различных видов транспорта в крупных транспортных узлах // Знание. 2016, № 9-2 (38). С. 5–10.
  9. Poltavskaya Yu.O., Lebedeva O.A., Gozbenko V.E. Automation of the solution to the problem of optimizing traffic in a multimodal logistics system // Advances in Intelligent Systems and Computing, 2021, 1258 AISC. Pp. 255–261.
  10. Транспорт в России. 2018: Стат.сб./Росстат. 2018. 101 с.
  11. Гозбенко В.Е. Методы прогнозирования и оптимизации транспортной сети с учетом мощности пассажиро и грузопотоков / В.Е. Гозбенко, А.Н. Иванков, М.Н. Колесник, А.С. Пашкова // депонированная рукопись № 330-В2008 17.04.2008.
  12. Sivilevičius H. Modelling the interaction of transport system elements // Transport, 2011, 26(1). Pp. 20–34.
  13. Sonmez R., Ontepeli B. Predesign cost estimation of urban railway projects with parametric modelling // Journal of Civil Engineering and Management, 2009. No. 15(4). Pp. 405–409.
  14. Sivilevičius H., Maskeliūnaitė L. The criteria for identifying the quality of passengers’ transportation by railway and their ranking using AHP // Transport, 2010. No. 25(4). Pp. 368–381.
  15. Матвеева М.А., Ковалева Т.С., Шаров М.И. Повышение качества функционирования интермодальных узлов пригородного железнодорожного пассажирского транспорта Иркутской агломерации // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2014, № 6 (11). С. 115–122.
  16. Полтавская Ю.О. Методика оценки качества обслуживания пассажиров в сфере общественного транспорта // Сборник научных трудов Ангарского государственного технического университета. 2019. Т. 1, № 16. С. 184–187.
  17. Михайлов А.Ю., Шаров М.И. К вопросу развития современной системы критериев оценки качества функционирования общественного пассажирского транспорта // Известия Волгоградского государственного технического университета. Серия: Наземные транспортные системы. 2014. Т. 9, № 19 (146). С. 64–66.
  18. Копылова Т.А., Михайлов А.Ю. Анализ компактности интермодальных узлов городского пассажирского транспорта при определении градостроительного потенциала территории транспортно-пересадочных узлов // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2017. Т. 21, № 4 (123). С. 166–175.
  19. Крипак М.Н., Гозбенко В.Е., Колесник А.И. Оптимизация структуры транспорта как мера повышения эффективности функционирования системы городского пассажирского транспорта // Сборник научных трудов Ангарского государственного технического университета. 2013. Т. 1, № 1. С. 229–232.
  20. Kopylova T., Mikhailov A., Shesterov E. A level-of-service concept regarding intermodal hubs of urban public passenger transport // Transportation Research Procedia. 2018. С. 303–307.
  21. Гозбенко В.Е., Крипак М.Н., Иванков А.Н. Совершенствование транспортно-экспедиционного обслуживания грузовладельцев. Иркутск, 2011.