Сравнение вариантов строительства и реконструкции железнодорожных объектов с учетом фактора времени

Receipt date: 
10.10.2020
Year: 
2020
Journal number: 
УДК: 
656.2:330.322
DOI: 

10.26731/1813-9108.2020.4(68).248-256

Article File: 
Pages: 
248
256
Abstract: 

Строительство новых или реконструкция существующих железнодорожных линий требует значительных инвестиций, которые распределены во времени. Разрабатываемые варианты, которые подлежат сравнению, как правило, отличаются между собой не только техническими параметрами, но и разным распределением необходимых инвестиций по годам строительства или реконструкции. Приведение к сопоставимому виду разновременных затрат имеет огромное значение при обосновании и выборе окончательного варианта. Существующий подход приведения к сопоставимому виду затрат рассредоточенных во времени денежных затрат на новое строительство и реконструкции действующих железнодорожных объектов занижают реальную эффективность вариантов в виду использования коэффициента дисконтирования. Его применение не показывает лицу, принимающему решение реальных денежных потоков (результатов и затрат) инвестиционных проектов. В статье предлагается другой способ приведения разновременных затрат к сопоставимому виду при сравнении вариантов проектирования новых или реконструкции существующих железнодорожных объектов с многоэтапными инвестициями. Приведены формулы для определения критерия эффективности инвестиций с учетом фактора времени, экономически рационального года завершения переустройства и срока целесообразного отдаления инвестиций. Отличительной особенность предлагаемого способа сравнения вариантов строительства и реконструкции железнодорожных объектов является учет нормативной прибыли, полученной за период, предшествующий году вложения инвестиций в соответствующий этап строительства или реконструкции. Определение эффективности инвестиций, сравнение вариантов нового строительства и реконструкции железнодорожных объектов предложенным в статье способом соизмерения затрат с учетом фактора времени позволит повысить обоснованность выбора лучшего варианта инвестиционных проектов.

List of references: 
  1. Эффективность капитальных вложений. Сборник утвержденных методик. – М.: Экономика, 1983. – 128 с.
  2. Методические рекомендации по определению экономической эффективности мероприятий научно-технического прогресса на железнодорожном транспорте. – М.: Транспорт, 1991. – 239 с.
  3. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (Вторая редакция). - М.: Экономика, 2000. – 421 с.
  4. Совершенствование методов определения эффективности капитальных вложений на транспорте / под ред. В.Н. Лившица. – М.: Транспорт, 1978. – 264 с.
  5. Виленский П.Л., Лившиц В.Н., Смоляк С.А. Оценка эффективности инвестиционных проектов. Теория и практика: Учебное пособие – 2 изд., перераб. и доп. – М.: Дело, 2002 – 888 с.
  6. Гибшман А.Е. Определение экономической эффективности проектных решений на железнодорожном транспорте. – М.: Транспорт, 1976. – 222 с.
  7. Гибшман А.Е. Определение экономической эффективности проектных решений на железнодорожном транспорте. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Транспорт, 1985. – 239 с.
  8. Волков Б.А. Экономическая эффективность инвестиций на железнодорожном транспорте в условиях рынка. – М.: Транспорт, 1996. – 191 с.
  9. Оценка экономической эффективности инвестиций и инноваций на железнодорожном транспорте [Текст] : учебное пособие для студентов вузов железнодорожного транспорта / [Б. А. Волков и др.] ; под ред. Б. А. Волкова. – Москва : Учеб.-методический центр по образованию на ж.-д. трансп., 2009. – 150
  10. Руководство по выбору проектных решений в строительстве (общие положения)/НИИЭС. ЦНИИПроект Госстроя СССР — М.: Стройиздат, 1982. – 104 с.
  11. Основы технико-экономических расчетов на железнодорожном транспорте. // Луговой П.А., Цыпин Л.Г., Аукуционек Р.А. –  М., Транспорт, 1973. – с. 232.
  12. Шварцфельд, В.С. О сравнении вариантов строительства и реконструкции железных дорог при многоэтапных капитальных вложениях // Вопросы проектирования и усиления мощности железных дорог Дальнего востока. Сб.научн.тр./ Хабаровский ин-т инж. ж.-д.транспорта. – Хабаровск: ХабИИЖТ, 1988. – С.24-30.
  13. Шварцфельд, В.С. Метод сравнения вариантов строительства и реконструкции железных дорог при многоэтапных капитальных вложениях. – Хабаровск, ЦНТИ, информационный листок, №88-54, 1988. – 4 с.
  14. Лаукерт, Я.И., Шварцфельд, В.С. Усиление мощности железнодорожных линий с учетом продолжительности строительства //Вопросы проектирования и усиления мощности железных дорог Дальнего востока. Сб. научн. тр./ Хабаровский ин-т инж. ж.-д.транспорта. – Хабаровск: ХабИИЖТ, 1988. – С.30-34.
  15. Шварцфельд, В.С. Совершенствование критерия приведенных строительно-эксплуатационных затрат для целей сравнения вариантов проектных решений. Сб.научн.тр. /Моск.ин-т инж. ж.-д. трансп., №835, Москва, 1990. – С.79-81.
  16. Шварцфельд, В.С. Определение экономически рационального года завершения переустройства железнодорожной линии // Вопросы проектирования и реконструкции железных дорог. Сб.научн.тр. / Хабаровский ин-т инж. ж.-д.трансп., Хабаровск: ХабИИЖТ, 1992. – С.23-25.
  17. Шустер, А.И. Фактор времени в оценке экономической эффективности капитальных вложений. – М.: Наука, 1969. – 248 с.
  18. Ковенькин, Д.А. Этапы жизненного цикла верхнего строения железнодорожного пути / Д. А. Ковенькин, В.А. Подвербный // Проектирование развития региональной сети железных дорог : сб. науч. тр. под ред. В.С. Шварцфельда. – Хабаровск : изд-во ДВГУПС, 2015. Вып. 3. – С. 151–157.
  19. Белов, И.В., Терешина, Н.П. Проблемы соизмерения производительных сил, взаимодействующих в процессе перевозок подсистем железнодорожного транспорта. – М.: Труды МИИТ, 1990. – вып.842 – С.66-75.
  20. Предпроектные соображения по строительству железнодорожного пути по направлению «Окино-Ключевское месторождение угля – Гусиноозерская ГРЭС» / И.В. Благоразумов, К.А. Кирпичников, Е.В. Непомнящих и др. // Проектирование развития региональной сети железных дорог : сб. науч. тр. / под ред. В.С. Шварцфельда. – Хабаровск : Изд-во ДВГУПС, 2013.– Вып. 1.– С. 39−42.