ОЦЕНКА НАПРЯЖЕННО-ДЕФОРМИРОВАННОГО СОСТОЯНИЯ КОЖУХОВ ЗУБЧАТОЙ ПЕРЕДАЧИ ЭЛЕКТРОВОЗА СЕРИИ «ЕРМАК»

Receipt date: 
18.05.2019
Bibliographic description of the article: 

Лобыцин И.О. Оценка напряженно-деформированного состояния кожухов зубчатой передачи электровоза серии «Ермак» / И.О. Лобыцин, Е.Ю. Дульский, Е.А. Милованова, А.А. Пыхалов // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. – 2019. – Т. 63, № 3. – С. 119–126. – DOI: 10.26731/1813-9108.2019.3(63).119–126

Year: 
2019
Journal number: 
УДК: 
621.33
DOI: 

10.26731/1813-9108.2019.3(63).119–126

Article File: 
Pages: 
119
126
Abstract: 

В статье рассмотрены проблемы надежности механической части при эксплуатации электровозов серии «Ермак». Предметом исследования стал узел механической части электровоза серии «Ермак» – кожух зубчатой передачи в металлическом исполнении. Расположение кожуха зубчатой передачи на электровозе определяет условия его эксплуатации, при которых высокий уровень внешних нагрузок неизбежен. Одним из основных параметров, определяющих техническое состояние кожуха, является целостность поверхности кожуха зубчатой передачи. Анализ повреждений элементов конструкции кожуха зубчатой передачи показал, что их максимальное число приходится на образование трещин в узлах крепления кожуха к кронштейнам остова тягового электродвигателя, которые могут привести к частичному или полному разрушению кожуха зубчатой передачи, а также повреждению колесно-моторного блока в целом. В случае образования трещин на поверхности кожуха происходит его отправка на неплановый ремонт. В ходе исследований получены картины распределения напряжений на поверхности кожуха в районе узла крепления. Для предотвращения образования трещин на кожухе зубчатой передачи предложены различные варианты исполнения модифицированных узлов крепления, которые подвергались оценке напряженного состояния. По результатам оценки напряженного состояния кожуха зубчатой передачи был выбран оптимальный вариант исполнения узла крепления кожуха, который позволит снизить количество неплановых ремонтов и повысить надежность подвижного состава в целом. Статья представляет интерес для специалистов в области ремонта и технического обслуживания механической части электроподвижного состава железных дорог.

List of references: 
  1. Милованова Е.А. Расчет на прочность рамы тележки локомотива от действия весовой нагрузки. Иркутск : Изд-во ИрГУПС, 2015. 37 с.
  2. Теория локомотивной тяги / под ред. В.Д. Кузьмича. М. : Маршрут, 2005. 448 с.
  3. Теория электрической тяги / под ред. Осипова С.И. М. : Маршрут, 2006. 436 с.
  4. Сегерлинд Л. Применение метода конечных элементов. М. : Мир, 1979. 389 с.
  5. Рыбников Е.К., Володин С.В., Соболев Р.Ю.Инженерные расчёты механических конструкций в системе MSC. PATRAN-NASTRAN. Ч. 1. М., 2003. 130 с.
  6. Механическая часть тягового подвижного состава / И.В. Бирюков, А.Н. Савоськин, Г.П. Бурчак и др. М. : Транспорт, 1992 440 с.
  7. Электровоз 3ЭС5К. Альбом чертежей. М. : ВЭлНИИ-ОХЧ, [2011].
  8. Руководство по эксплуатации. Электровоз магистральный 2ЭС5К (3ЭС5К) Ермак. ИДМБ.661142.009РЭ. Новочеркасск : Изд-во НЭВЗ, 2004. 1357 с.
  9. Яблочников Е.И., Комисаренко А.Л. Применение метода конечных элементов в системах MSC Patran и Nastran. СПб.: Изд-во СПбГУ ИТМО, 2007. 22 с.
  10. Гуменюк А.В. MSC Patran-Nastran. Новые возможности. М. : MSC Software RUS, 2016. 33 с.
  11. Дульский Е.Ю. Основы компьютерного моделирования. Иркутск : Изд-во ИрГУПС, 2015. 128 с.
  12. Чернявский А.О. Метод конечных элементов. Основы практического применения : прил. к журн. «Справочник. Инженер. журн.». М. : Машиностроение, 2003. 24 с.
  13. Худоногов, А.М. Дульский Е.Ю. Анализ надежности тяговых электрических машин электровозов серии «ЕРМАК» // Проблемы транспорта Восточной Сибири :  Сб. тр. Четвертой Всерос. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых. Ч. 1. Иркутск : Изд-во ИрГУПС, 2013. C. 20 – 24
  14. Юренков М.Г. Анализ влияния условий эксплуатации на надежность тяговых электродвигателей // Исследование работы электрооборудования и вопросы прочности электроподвижного состава : науч. тр. Омск : Изд-во ОмИИТ, 1974. С. 57–60.
  15. Галкин В.Г., Парамзин В.П. Надежность тягового подвижного состава. М. : Транспорт, 1981. 184 с.