ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ТРАССЫ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ В УСЛОВИЯХ ВЕЧНОЙ МЕРЗЛОТЫ

Receipt date: 
25.04.2019
Bibliographic description of the article: 

Бушуев Н. С. Особенности проектирования трассы железной дороги в условиях вечной мерзлоты / Н. С. Бушуев, С. В. Шкурников, В. А. Герасимов, В. А. Голубцов, О. С. Морозова // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. – 2019. – Т. 63, № 3. – С. 135–142. – DOI: 10.26731/1813-9108.2019.3(63).135–142

Year: 
2019
Journal number: 
УДК: 
625.11
DOI: 

10.26731/1813-9108.2019.3(63).135–142

Article File: 
Pages: 
135
142
Abstract: 

В последнее время в Российской Федерации быстрыми темпами развивается строительство железных и автомобильных дорог за Полярным кругом в зоне повсеместного распространения вечной мерзлоты. Построена железная дорога необщего пользования «Обская  – Бованенково». В ближайшей перспективе последует ее продление до порта Сабетта. В рамках инвестиционного проекта «Создание Северного широтного хода» предполагается строительство на территории Ямало-Ненецкого автономного округа железнодорожной линии «Обская  – Салехард  – Надым  – Пангоды – Новый Уренгой – Коротчаево» (включая строительство мостового перехода через р. Обь в районе г. Салехард) общей протяженностью 707 км. Сооружение железных дорог в районах распространения многолетней мерзлоты – одно из основных научных направлений, развивающееся со времен строительства Забайкальского и Дальневосточного участков Транссибирской магистрали и активно совершенствующееся в настоящий момент. В данной статье рассмотрены вопросы трассирования железных дорог в условиях вечной мерзлоты. Многолетняя мерзлота  – это часть криолитозоны, характеризующаяся отсутствием периодического оттаивания. Многолетнемерзлые грунты занимают значительные территории России. Вечная мерзлота непосредственно связана с климатическими условиями на планете, а происходящие в последнее время глобальные изменения приводят к интенсивному повышению средней температуры, что сказывается и на вечной мерзлоте. Последствия климатических изменений влияют на проекты новых и эксплуатацию существующих объектов железнодорожной инфраструктуры. В работе учитывается влияние изменения климата на мерзлые породы с точки зрения устойчивости железной дороги. Проектирование железной дороги в условиях вечной мерзлоты может осуществляться как с полным сохранением вечномерзлых грунтов, так и с учетом частичного оттаивания. В статье подробно описаны особенности определения местоположения трассы железнодорожной линии в условиях вечной мерзлоты.

List of references: 
  1. Характеристика термокарстовых котловин в районе постового перехода ж.-д. Обская-Бованенково через р. Юрибей / A.И. Баженов, А.А. Эрмак и др. // Ресурсы и риски регионов с вечной мерзлотой в меняющемся мире : тезисы Десятой Междунар. конф. по мерзлотоведению (TICOP). Тюмень, 2012. Т. 5. С.19–20.
  2. Герасимов В.А. Тараканов А.С., Суворов С.Г. Инновационные технологии, применяемые при выполнении текущего цикла геотехнического мониторинга, объектов путевого комплекса новой железнодорожной линии Обская – Бованенково // Строительство железных и автомобильных дорог в районах вечной мерзлоты : науч. тр. ОАО ЦНИИС. Вып. 263. Ч. 5. М. : ЦНИИС. 2011. С. 81–118.
  3. Герасимов В.А. Особенности теплового влияния климатических и мерзлотно-грунтовых условий на деформации водопропускных труб // Строительство железных и автомобильных дорог в районах вечной мерзлоты : науч. тр. ОАО ЦНИИС. Вып. 263. Ч. 5. М. : ЦНИИС. 2011. С. 69–80.
  4. Герасимов В.А. Особенности учета климатических и мерзлотно-грунтовых условий при проектировании водопропускных труб и фильтрующих прорезей на дорогах севера Западной Сибири : авт. дисс. … канд. техн. наук. М., 2015. 22 с.
  5. ВСН 61-89. Изыскания, проектирование и строительство железных дорог в районах вечной мерзлоты : утв. приказом Минтрансстроя СССР от 20.07.1989, № МО 437.
  6. Кудрявцев В.А. Общее мерзлотоведение (геокриология). М. : Изд-во МГУ, 1978. 253 с.
  7. Павлов А.В. Закономерности формирования криолитозоны при современных изменениях климата // Известия РАН. Сер. География. 1997. № 4. С.61–73.
  8. Пассек В.В. Герасимов В.А., Величко В.П. Влияние мерзлотного состояния насыпи на напряженно-деформированное состояние водопропускной тубы // Строительство железных и автомобильных дорог в районах вечной мерзлоты : науч. тр. ОАО ЦНИИС. Вып. 263. Ч. 5. М. : ЦНИИС. 2011. С.81–95.
  9. Пассек В.В., Пасков М.В., Андреев В.С. Возведение насыпей в сложных мерзлотно-грунтовых условиях при наличии погребенных льдов и льдогрунтов заполярной и приполярной тундры // Нефть и газ Западной Сибири : материалы Междунар. науч.-техн. конф., посвящ. 90-летию со дня рождения Косухина А. Н. 2015. С. 270–275.
  10. Пассек В.В. Величко В.П., Герасимов В.А. Тепловое и напряженно-деформированное состояние насыпи в зоне водопропускной трубы на вечной мерзлоте // Путь и путевое хозяйство. 2015. № 11. С. 8–13.
  11. Пособие по проектированию железных и автомобильных дорог промышленных предприятий в районах вечной мерзлоты : к СНиП 2.05.07-85*. Вып. 5602. М. : Госстрой СССР, 1990. 117 с.
  12. СП 119.13330.2017. СНиП 32-01-95 Железные дороги колеи 1520 мм. Введ. 2013–01–01. М .: Минрегион России, 2012.
  13. СП 131.13330.2012. Строительная климатология. Актуализированная редакция СНиП 23-01-99*. Введ. 2013–01–01.
  14. Справочник по строительству на вечномёрзлых грунтахь / под ред. Ю.Я. Велли, В.В. Докучаева, Н.Ф. Федорова. Л. : Стройиздат, Ленинград. отд-ние, 1977. 552 с.
  15. The impact of engineering-geologic conditions on the development of railway subgrade design solutions / V.A. Alpysova, N.S. Buchuev, S. V. Shkurnikov et al. // Procedia Engineering. 2017. № 189. С. 752–758.