Бушуев Н. С. Особенности проектирования трассы железной дороги в условиях вечной мерзлоты / Н. С. Бушуев, С. В. Шкурников, В. А. Герасимов, В. А. Голубцов, О. С. Морозова // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. – 2019. – Т. 63, № 3. – С. 135–142. – DOI: 10.26731/1813-9108.2019.3(63).135–142
10.26731/1813-9108.2019.3(63).135–142
В последнее время в Российской Федерации быстрыми темпами развивается строительство железных и автомобильных дорог за Полярным кругом в зоне повсеместного распространения вечной мерзлоты. Построена железная дорога необщего пользования «Обская – Бованенково». В ближайшей перспективе последует ее продление до порта Сабетта. В рамках инвестиционного проекта «Создание Северного широтного хода» предполагается строительство на территории Ямало-Ненецкого автономного округа железнодорожной линии «Обская – Салехард – Надым – Пангоды – Новый Уренгой – Коротчаево» (включая строительство мостового перехода через р. Обь в районе г. Салехард) общей протяженностью 707 км. Сооружение железных дорог в районах распространения многолетней мерзлоты – одно из основных научных направлений, развивающееся со времен строительства Забайкальского и Дальневосточного участков Транссибирской магистрали и активно совершенствующееся в настоящий момент. В данной статье рассмотрены вопросы трассирования железных дорог в условиях вечной мерзлоты. Многолетняя мерзлота – это часть криолитозоны, характеризующаяся отсутствием периодического оттаивания. Многолетнемерзлые грунты занимают значительные территории России. Вечная мерзлота непосредственно связана с климатическими условиями на планете, а происходящие в последнее время глобальные изменения приводят к интенсивному повышению средней температуры, что сказывается и на вечной мерзлоте. Последствия климатических изменений влияют на проекты новых и эксплуатацию существующих объектов железнодорожной инфраструктуры. В работе учитывается влияние изменения климата на мерзлые породы с точки зрения устойчивости железной дороги. Проектирование железной дороги в условиях вечной мерзлоты может осуществляться как с полным сохранением вечномерзлых грунтов, так и с учетом частичного оттаивания. В статье подробно описаны особенности определения местоположения трассы железнодорожной линии в условиях вечной мерзлоты.
- Характеристика термокарстовых котловин в районе постового перехода ж.-д. Обская-Бованенково через р. Юрибей / A.И. Баженов, А.А. Эрмак и др. // Ресурсы и риски регионов с вечной мерзлотой в меняющемся мире : тезисы Десятой Междунар. конф. по мерзлотоведению (TICOP). Тюмень, 2012. Т. 5. С.19–20.
- Герасимов В.А. Тараканов А.С., Суворов С.Г. Инновационные технологии, применяемые при выполнении текущего цикла геотехнического мониторинга, объектов путевого комплекса новой железнодорожной линии Обская – Бованенково // Строительство железных и автомобильных дорог в районах вечной мерзлоты : науч. тр. ОАО ЦНИИС. Вып. 263. Ч. 5. М. : ЦНИИС. 2011. С. 81–118.
- Герасимов В.А. Особенности теплового влияния климатических и мерзлотно-грунтовых условий на деформации водопропускных труб // Строительство железных и автомобильных дорог в районах вечной мерзлоты : науч. тр. ОАО ЦНИИС. Вып. 263. Ч. 5. М. : ЦНИИС. 2011. С. 69–80.
- Герасимов В.А. Особенности учета климатических и мерзлотно-грунтовых условий при проектировании водопропускных труб и фильтрующих прорезей на дорогах севера Западной Сибири : авт. дисс. … канд. техн. наук. М., 2015. 22 с.
- ВСН 61-89. Изыскания, проектирование и строительство железных дорог в районах вечной мерзлоты : утв. приказом Минтрансстроя СССР от 20.07.1989, № МО 437.
- Кудрявцев В.А. Общее мерзлотоведение (геокриология). М. : Изд-во МГУ, 1978. 253 с.
- Павлов А.В. Закономерности формирования криолитозоны при современных изменениях климата // Известия РАН. Сер. География. 1997. № 4. С.61–73.
- Пассек В.В. Герасимов В.А., Величко В.П. Влияние мерзлотного состояния насыпи на напряженно-деформированное состояние водопропускной тубы // Строительство железных и автомобильных дорог в районах вечной мерзлоты : науч. тр. ОАО ЦНИИС. Вып. 263. Ч. 5. М. : ЦНИИС. 2011. С.81–95.
- Пассек В.В., Пасков М.В., Андреев В.С. Возведение насыпей в сложных мерзлотно-грунтовых условиях при наличии погребенных льдов и льдогрунтов заполярной и приполярной тундры // Нефть и газ Западной Сибири : материалы Междунар. науч.-техн. конф., посвящ. 90-летию со дня рождения Косухина А. Н. 2015. С. 270–275.
- Пассек В.В. Величко В.П., Герасимов В.А. Тепловое и напряженно-деформированное состояние насыпи в зоне водопропускной трубы на вечной мерзлоте // Путь и путевое хозяйство. 2015. № 11. С. 8–13.
- Пособие по проектированию железных и автомобильных дорог промышленных предприятий в районах вечной мерзлоты : к СНиП 2.05.07-85*. Вып. 5602. М. : Госстрой СССР, 1990. 117 с.
- СП 119.13330.2017. СНиП 32-01-95 Железные дороги колеи 1520 мм. Введ. 2013–01–01. М .: Минрегион России, 2012.
- СП 131.13330.2012. Строительная климатология. Актуализированная редакция СНиП 23-01-99*. Введ. 2013–01–01.
- Справочник по строительству на вечномёрзлых грунтахь / под ред. Ю.Я. Велли, В.В. Докучаева, Н.Ф. Федорова. Л. : Стройиздат, Ленинград. отд-ние, 1977. 552 с.
- The impact of engineering-geologic conditions on the development of railway subgrade design solutions / V.A. Alpysova, N.S. Buchuev, S. V. Shkurnikov et al. // Procedia Engineering. 2017. № 189. С. 752–758.