Обоснование проектных параметров криволинейных участков плана трассы высокоскоростных железнодорожных магистралей

Receipt date: 
18.06.2020
Bibliographic description of the article: 

Морозова О. С. Обоснование проектных параметров криволинейных участков плана трассы высокоскоростных железнодорожных магистралей / О. С. Морозова, С. В. Шкурников // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. – 2020. – № 3(67). – С. 152–159. – DOI: 10.26731/1813-9108.2020.3(67).152-159

Year: 
2020
Journal number: 
УДК: 
625.1+004.9
DOI: 

10.26731/1813-9108.2020.3(67).152-159

Article File: 
Pages: 
152
159
Abstract: 

В статье представлена методика выбора проектных параметров круговых кривых высокоскоростной железнодорожной магистрали при движении на ней нескольких категорий поездов – высокоскоростных пассажирских, скоростных пассажирских и специальных грузовых. Методика основана на решении многокритериальной задачи и позволяет определять оптимальные параметры круговых кривых в условиях совмещенного движения с учетом технико-экономических факторов и особенностей движения поездов различной массы с различными скоростями в криволинейных элементах плана трассы. Разработанная методика обладает устойчивостью к неравномерности размеров движения во времени, с ее помощью можно определять оптимальную скорость специального грузового поезда. Особенностью данной методики является применение имитационного компьютерного моделирования взаимодействия пути и подвижного состава на этапе проектирования плана трассы высокоскоростной железнодорожной магистрали. Результаты имитационного моделирования используются для построения математической модели, характеризующей влияние радиуса и непогашенного ускорения на величину боковой силы. Известные значения боковой силы позволяют исключить варианты круговых кривых, в которых движение специальных грузовых поездов оказывает негативное воздействие на путь. В работе также рассмотрены условия, при которых возможно снижение скорости высокоскоростного поезда. Обоснование понижения скорости высокоскоростного поезда строится на основе теории игр. Увеличение объемов грузовых перевозок с течением времени приводит к необходимости снижения скорости высокоскоростного поезда во избежание неоправданного увеличения радиуса круговой кривой.

List of references: 

1.   Киселев И.П. Высокоскоростной железнодорожный транспорт и перспективы его развития в мире // Транспорт Российской Федерации. 2012. № 5 (42). С. 44–51.

2.   Подиновский В.В., Ногин В.Д. Парето-оптимальные решения многокритериальных задач. М.. : Наука, 1982. 344 с.

3.   Певзнер В.О. Новое руководство по определению возвышения наружного рельса // Путь и путевое хозяйство. 2010. № 3. С. 11–14.

4.   Шкурников С.В. Повышение скоростей движения поездов на основе модернизации постоянных устройств однопутных железных дорог : дис. … канд. техн. наук: Ленинград, 1990. 175 с.

5.   Специальные технические условия для проектирования, строительства и эксплуатации высокоскоростной железнодорожной магистрали «Москва – Казань – Екатеринбург» : согласованы Минстроем РФ 03.08.2016 г. № 24651-ЕС/03.

6.   Бушуев Н.С., Шкурников С.В., Голубцов В.А. Рекомендации по выбору параметров круговых кривых при совмещенном движении высокоскоростных пассажирских и скоростных специальных грузовых поездов // Техника железных дорог. 2016. № 2 (34). С. 71–75.

7.   Морозова О.С., Шкурников С.В. Особенности геометрии трассы высокоскоростных железнодорожных магистралей при организации на них совмещенного движения // Транспорт: проблемы, идеи, перспективы : сб. тр. LXXVI Всерос. науч.-техн. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых. СПб, 2016. С. 236–239.

8.   Проект ВСМ «Евразия» [Электронный ресурс]. 2017. 15 ноября. URL: www.spbtrd.ru/local/filedownload.php?file_id=52479. (Ссылку не смогла открыть, запись не доделанная)

9.   Правила тяговых расчетов для поездной работы : утв. распоряжением ОАО «РЖД» от 12.05.2016 № 867р «Об утверждении Правил тяговых расчетов для поездной работы». М.. : ОАО «РЖД», 2013. 515 с.

10. Шкурников С.В., Морозова О.С. О разработке имитационной модели высокоскоростного поезда // Изв. Петербург. ун-та путей сообщ. 2017. Т. 14. № 3. С. 481–489.

11. Адлер А.П., Маркова Е.В., Грановский Ю.В. Планирование эксперимента при поиске оптимальных условий. М. : Наука, 1976. 279 с.

12. Федунец Н..И., Куприянов В.В. Теория принятия решений. М.. : Горная книга, 2005. 218 с.

13. Sirong Y. Dynamic analysis of high-speed railway alignment: theory and practice. Academic Press, 2018. 324 p.

14. Демидова Л.А., Кираковский В.В., Пылькин А.Н. Принятие решений в условиях неопределенности. М. : Горячая линия-Телеком, 2012. 288 с.

15.    Четыркин Е.М., Калихман И.Л. Вероятность и статистика. М.. : Финансы и статистика, 1982. 320 с.